Орхану Джемалю только на днях, 31 июля, исполнился 51 год. Он был сыном умершего в декабре 2016 года известного исламского деятеля, философа Гейдара Джемаля. С середины 1990-х Орхан Джемаль сотрудничал с различными печатными СМИ и интернет-изданиями, побывал во многих «горячих точках». Известен, в частности, как автор книги «Хроники пятидневной войны» о российско-грузинском военном конфликте 2008 г. в Южной Осетии. В августе 2011 года Джемаль получил ранение в ногу во время битвы за Триполи (Ливия).
«Орхан заехал домой несколько дней назад, – рассказала «МК» супруга отца военкора Гейдара Джемаля – Гюльнар Джемаль, – Я знаю, что он поехал в Африку по работе. Но зачем точно, мне неизвестно. Мы успели обсудить только личные семейные вопросы. Но Орхан был в совершенно нормальном расположении духа».
Режиссеру Александру Расторгуеву было 47 лет, он был родом из Ростова-на-Дону. Окончил Госакадемию театрального искусства в Санкт-Петербурге. Работал в петербургской редакции телеканала НТВ. В 2001 году организовал студию «Кино». Снял в соавторстве с документалистом Павлом Костомаровым документальные фильмы «Я тебя люблю» (2010) и «Я тебя не люблю» (2012). Его фильмы были представлены на зарубежных кинофестивалях. Участвовал в различных акциях оппозиции, которой в частности, был посвящен онлайн-проект «Срок» с его участием.
По информации друзей и коллег Александра Расторгуева, режиссер действительно работал над проектом, посвященным частным военным компаниям. По задумке авторского коллектива поездка в Африку должна была вылиться в полноценный документальный фильм.
«Он мог снимать фильм, связанный с этой темой, - говорит обозреватель «Коммерсанта» Андрей Плахов. - Не скажу, что его интересовала только эта тема – Александр очень разносторонний человек. Но ему нечто подобное было бы свойственно. Он очень радикальный режиссер. Не боится опасных тем».
По всей вероятности, Расторгуев параллельно работал над несколькими проектами. Об этом на своей странице в соцсети написала кинодокументалист Екатерина Гордеева: «Саша! Пусть это будет неправдой. Пожалуйста. Мы же только что с тобой придумали и сняли классный проект. Ты мне прислал предмастер. Я не успела ответить».
Все попытки связаться с пропавшей группой оказались тщетными. Их мобильные телефоны отключены либо недоступны. По версии родственников и друзей журналистов, именно гаджеты и другое имущество – вещи и съемочное оборудование - могли стать причиной расправы над ними. «Думаю, это могло быть убийство ради ограбления», - предположил Андрей Плахов.
Видеооператору Кириллу Радченко было 33 года, он жил в Москве. Последний раз он заходил на свою страницу в социальной сети ночью 29 июля.
Его гибель подтвердил коллега Кирилла Петр Ульянов: «Да, действительно, мы сотрудничали. Подробностей того, что именно он там снимал я не знаю, мои товарищи с ним общались последний раз, сказали: «Зачем ты туда едешь, в такую страну, хочешь попасть в заложники?» Мы с ним работали очень долго, потом он ушел в журналисты и начал ездить по горячим точкам, в Сирию. Отличный парень, любил кататься. Он не только снимал видео, он и фото делал, у него были хорошие кадры. Знаю, что у него остался брат».
На странице Кирилла указано, что он был «Freelance photographer», фотограф-фрилансер. Кирилл был киномехаником в Общественном центре имени Моссовета, киномехаником в Доме журналиста, видеооператором в разных студиях, в том числе снимал первый российский сериал ужасов «Район тьмы»: «Первый российский сериал ужасов. Веб-сериал. Его снимают энтузиасты кинематографа. Без продюсеров и господдержки, на собственные средства. Все актеры и команда сериала работают бесплатно».
Коллега по проекту Арсений Гончуков написал на странице Кирилла: «Нет-нет-нет. Пишут, что убит режиссер Александр Расторгуев и мой друг, товарищ и коллега, один из первых, с кем я снимал "Район тьмы", и кого привёл в кино, талантливейший оператор и фотограф Кирилл Радченко. Ужас.»
Последнюю запись на странице Кирилл посвятил работе журналистов: «И опять о грустном, но предугадываемом. 5-го мая, в нарушение конституции, закона о свободе прессы (карается 144 ст УК РФ), были задержаны по всей России около 30 журналистов. Соответственно каждый из них имел при себе редакционное задание и корочку, а иногда даже и большую надпись Press».
В фейсбуке он репостил статьи про задержанную Анну Павликову по делу «Нового Величия», статьи о митингах против пенсионной реформы.
Кирилл был оператором фильма о войне в Сирии: «Об Алеппо и о войне, с прямой речью его жителей, его защитников. Очевидно, что он лишь часть общей картины. Делали мы его в момент, когда как только не защищали "мирную оппозицию" в Сирии (это в 2016-том то) и как только не клеймили РФ, вмешивающуюся в войну», – цитата с личной страницы.
– Я общался с ним около 2-3 недель назад. Про общие планы и Африку обсуждали вскользь. Мы с ним работали на сериале и в кинотусовке часто общались. Веселый парень, жизнерадостный. Работал без устали даже на суточных сменах. Фотографии потрясающие делал. Я просто поверить не могу... Последнее время он часто работал в горячих точках, – рассказал «МК» Дмитрий, друг Кирилла в социальной сети.
– Я знала, что он часто по работе ездит в горячие точки, и за 2 года уже к этому привыкла. Он горел этим, его прям тянуло к военной журналистике. Такая профессия. Очень жаль. Отличный парень. Талантливый, - рассказала одна из коллег Радченко.
– Мы работали вместе над сериалом «Район тьмы», он был ассистентом оператора и фотографом. Отличный парень, честный, чистый, открытый, очень добрый, молчаливый и исполнительный при этом. Очень хороший. Пахал, работал не покладая рук с утра до ночи в операторской группе. Я его очень любил. Он действительно качественный парень, профессионал и умница, и фотографировал отлично. Мы не были друзьями, но он пришел ко мне на проект работать ассистентом, и мы много и хорошо работали, - говорит коллега Радченко Арсений Гончуков.
Читайте материал: "Погибший в ЦАР Орхан Джемаль снимал фильм о ЧВК Вагнера"