- Бурятия один из самых неблагоприятных регионов в плане детского криминала, - говорит ответственный секретарь Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова. - Возможно, это связано с тем, что в республике живет много судимых. Вообще сейчас в Бурятии 7 исправительных учреждений. Многие осужденные, отбывавшие наказание в соседних регионах, после освобождения из тюрем приезжают в Бурятию и селятся там. Этим можно объяснить распространение криминальной субкультуры в семьях. Анонимное анкетирование в школах показало, что многие подростки знакомы с идеологией, знают о фактах вымогательств на «общак» и т. д.
8 декабря прошлого года СПЧ совместно со Следственным комитетом и Бурятским государственным университетом даже проводил научно-практическую конференцию в Улан-Удэ. Мы как раз обсуждали тему криминальной молодёжной субкультуры (сознательно не называю никакие аббревиатуры), последователи которой активизировались в социальных сетях. Соцсети выступают коммуникационной площадкой для объединения и популяризации (выращивании тренда) экстремальных поступков у молодых людей. Механизмы одни и те же. Вопрос в том, кто заказчик. Если со сбором «на общак», избиениями по принципу «не той масти» и так далее ясно, что преступное сообщество выступает проводником подобных идей и форм поведения, то в случае с кровавыми точечными акциями в школах манипулятор не так очевиден. Кто закладывает в головы ребят такие идеи? Почему эта эпидемия насилия напоминает флешмоб? Уже известно, что перед этими актами одноклассники обсуждали и предупреждали друг друга, что такого-то числа будет «мясо», и никто не среагировал.
По словам других экспертов, наши подростки сейчас просто подражают американским. В пример приводят массовые убийства в школах США. Причем, не обязательно «свежие». Один из особо пользующийся интересом у российских подростков инцидент произошел 20 апреля 1999 года в школе штата Колорадо. Двое вучеников старших классов Эрика Харриса и Дилана Клиболда напали на остальных учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Тогда было ранено 37 человек, из них 13 скончались.