Споры о том, что толкнуло 18-летнего Эрика Харриса и 17-летнего Дилана Клиболда на убийство 13 человек, ведутся до сих пор. Факты же таковы: в «Колумбайн» оба подростка пришли еще в 1995 году и вели, в целом, активную жизнь: в частности, работали в школьном театре (в основном – Клиболд), увлекались компьютерами (и компьютерными играми, что, по мнению многих, сыграло роковую роль в их поведении)... Однако популярностью у других учеников они не пользовались.
Косвенное объяснение этому факту позднее дали учителя и родители Харриса и Клиболда. Из их слов следует, что оба парня считались, в общем-то, одаренными и перспективными учениками, но обоих же раздражала процветающая в школе джок-культура (свойственный американским школам феномен, постоянно находящий отражение, например, в фильмах: наибольшей популярностью среди учеников, – а иногда и наибольшей лояльностью у учителей, – пользуются спортсмены, отстаивающие честь школы именно на спортивных состязаниях).
Неприятие со стороны учащихся выражалось в оскорблениях (Харриса и Клиболда некоторые считали геями, о чем сообщали им в весьма грубой форме), в обливании кетчупом, в устных угрозах избить...
***
После двух лет обучения в «Колумбайн» Харрис и Клиболд и сами стали заметно агрессивнее: они начали через Интернет грозить расправой другим ученикам, хвалиться умением собирать самодельные бомбы... Об этом благодаря информации родителей одного их учеников стало известно полиции, но мер правоохранители не предпринимали.
Первое существенное наказание за асоциальное поведение последовало после того, как Харрис и Клиболд обокрали грузовик с инструментами: оба признали вину и были отправлены на курсы по предотвращению подростковой преступности. Однако это, похоже, лишь утвердило их в желании отомстить – не только ученикам «Колумбайн», но и всему обществу в их лице.
Ставшие позднее достоянием общественности личные дневники Харриса и Клиболда говорят о том, что они обдумывали несколько вариантов нападения на школу, включая возможность взрыва в столовой с последующим расстрелом у входа покидающих здание людей.
Этот план был частично реализован в трагический день – 20 апреля 1999 года. Однако бомбы не сдетонировали, и Харрис с Клиболдом направились в саму школу.
В результате стрельбы и взрывов нескольких бомб погибли 13 человек, были ранены еще по меньшей мере 24. Сработавшая пожарная сигнализация мешала прибывшим спецгруппам продвигаться по зданию на звуки выстрелов; были подозрения на захват заложников. Однако требований Харрис и Клиболд предъявлять не собирались. Спустя менее часа после прибытия в школу они оба свели счеты с жизнью.
***
Тот факт, что об агрессивном поведении преступников было известно задолго до бойни позднее, семьи погибших и раненых затем неоднократно ставили в упрек правоохранителям. Кроме того, возмущение родственников пострадавших вызвало и то, с какой легкостью подростки получили оружие, патроны (нападавшие произвели 181 выстрел и боеприпасы у них еще оставались)...
В ходе расследования рассматривалась версия о том, что у Харриса и Клиболда был сообщник или даже несколько подельников, которые не только продали им оружие, но и могли косвенно участвовать в нападении на школу, обеспечивая путь для отхода. Однако этот вариант был быстро отметен: удалось выяснить, что часть вооружения подросткам продал их друг Марк Мэнс и его приятель Филип Дюран (оба они во время бойни в «Колумбайн» были в совсем других местах). В итоге их приговорили к шести и четырем годам тюрьмы соответственно. Однако, как заявили и Мэнс и Дюран, они не знали, для каких целей приобреталось оружие.
Семьи пострадавших беспокоило не только то, что Харрис и Клиболд были известны полиции и смогли незаконно приобрести оружие. Проблемой обернулась выплата компенсаций родственникам жертв трагедии.
Большинство исков к местному полицейскому департаменту и администрации школы были отклонены – кроме одного. Речь идет об погибшем учителе Дейве Сандерсе, родным которого в 2002-м власти выплатили $1,5 млн. Суд подтвердил: если бы не действия полицейских, которые долго не позволяли медикам пройти к раненому (хотя и знали на тот момент, что нападавшие мертвы и не представляют опасности), преподавателя удалось бы спасти.
В общей сложности родственники жертв и раненных получили более $2,5 млн: бòльшую часть предоставили семьи Харриса и Клиболда, также деньги для компенсаций были взысканы с семей Мэнса и Дюрана. Значительная часть выплат была ниже тех сумм, которые близкие погибших и пострадавших требовали в своих исках. Так, например, родители 18-летнего Исайи Шоэльса – единственного афроамериканца, погибшего при стрельбе, – изначально требовали от Харрисов и Клиболдов $250 млн, но итоговая сумм составила $366 тысяч.
***
Как уже было сказано выше, преступники неоднократно подвергались издевательствам со стороны других учащихся. Многие специалисты, занимающиеся изучением этой проблемы в США, не оправдывая Харриса и Клиболда, признают – этот факт повлиял на случившееся (известно, например, что одному из учеников Харрис позволил покинуть школу до стрельбы – со словами «Ты мне нравишься, иди домой»). В тоже время другие исследователи трагедии в «Колумбайн» считают, что ее причинами стали агрессивные компьютерные игры (шутеры, они же – «стрелялки»), музыка (Мэрилину Мэнсон даже пришлось выступить с заявлением на эту тему со страниц журнала Rolling Stone) и слабый контроль в сфере приобретения оружия в США.
Может показаться странным, но у Харриса и Клиболда появилось достаточно много почитателей в мире.
Большинство из них апеллируют именно к версии о том, что действия преступников были лишь ответом на агрессию в их адрес. А поскольку проблема издевательств в школах в целом никуда не делась, хватает и тех, кто подвергается оскорблениям и даже физическому воздействию. Впрочем, не все из них идут с оружием в руках убивать обидчиков. В сентября 2010 года несколько подростков в разные дни свели счеты с жизнью – их объединяло то, что в школе их унижали, в том числе и из-за подозрений по поводу нетрадиционной сексуальной ориентации. Дискуссия о том, как преодолеть издевательства в подростковой среде, разгорелась с новой силой, и всегда находятся те, кто пытается оправдать трагедию в «Колумбайн» и действия Харриса и Клиболда.