Отставной полковник КГБ о питерском теракте: «Ребята день и ночь пашут»

Разумно ли демонтировать камеры хранения в супермаркетах

С самого начала взрыв в питерском супермаркете официально не признали терактом, так как, по словам представителей правоохранительных органов, необходимо установить мотив действовавшего — не исключено, что оставить СВУ мог психически больной человек. Возможно, в ближайшее время его удастся найти — предполагаемый подрывник попал на камеры видеонаблюдения.

Разумно ли демонтировать камеры хранения в супермаркетах
Место взрыва. Фото: НАК.

Итак, благодаря камерам удалось выяснить, что сумку со взрывчаткой в камере хранения оставил молодой человек азиатской внешности, на вид до 30 лет. Мужчина выглядит крайне опрятно и не имеет ничего общего с общепринятым «портретом» террориста: гладко выбрит, аккуратно подстрижен, в молодежных спортивных штанах, куртке защитного цвета.

Примерно за полчаса до взрыва он вышел из маршрутного такси, ехавшего со стороны станции метро «Черная речка». Прикинувшись покупателем, он зашел в супермаркет, положил рюкзак в камеру хранения, выбрав при этом ячейку на уровне груди. Пробежав по торговому залу, уже через полторы минуты он вышел из магазина, так ничего и не купив. Уличные камеры видеонаблюдения последний раз зафиксировали фигуру незнакомца, пересекающего площадь Калинина и растворяющегося в толпе.

На следующий день в «Перекрестке» на Кондратьевском проспекте, а также во всех магазинах этой торговой сети демонтировали все камеры хранения.

Впрочем, к таким мерам безопасности эксперт «МК», экс-руководитель антитеррористического подразделения КГБ СССР полковник в отставке Владимир Луценко относится с большой долей скепсиса:

— Сейчас говорят о том, чтобы усилить меры безопасности в крупных магазинах — поставить рамки. Есть ли в них смысл?

— Я всегда говорил, что в таких вопросах должна быть разумная достаточность. Мы не можем поставить по танку у каждого магазина, замотать колючей проволокой все наши детские сады и прочее. Мир тратит огромные средства на всю эту дурь, которая обозначается как защита, но толку от этого нет. Террористический интернационал совершенствует способы совершения преступлений. Кто мог раньше подумать, что человек сядет за руль грузовика и будет жестоко давить людей на улицах мирного города? Но это произошло в Ницце в прошлом году.

Можно пойти по пути наших западных коллег, что не очень разумно. Как только там происходит теракт, сразу на телеэкранах возникает какой-нибудь высокопоставленный политик и заявляет, что это совершил псих-одиночка. После этого на какое-то время на улицы выводят большое количество военных с оружием и изображают перед избирателями бурную деятельность.

— Путин приказал уничтожать террористов на месте. Это возымеет эффект?

— Почти все, кто зверствовал в Буденновске и Первомайском, уничтожены. Мы, мирные люди, и террористы находимся в неравных условиях. Они обращаются с позиции поля боя без правил, а мы с ними — с позиций Уголовного кодекса, суда, адвокатуры и прочих атрибутов мирного времени. Так что это верное решение.

— Как бороться с сетевым терроризмом?

— День и ночь ребята пашут, ведется агентурная разведка. Мы узнаем-то не обо всех предотвращенных терактах просто потому, что спецслужбы не хотят лишний раз пугать население.

Совершают теракты «пехотинцы» террористов, они — расходный материал. Руководят ими совсем другие люди. Их надо уничтожать в первую очередь, но делать это надо сообща, а сейчас это не получается в мире. Спецслужбы могут это сделать, но политики разных стран никак не могут взяться за ум и объединиться. А это мировая проблема.

— Стоит ли ожидать увеличения количества терактов в России после победы в Сирии?

— Этого стоит ожидать не только в нашей стране, но и во всем мире. И наши спецслужбы день и ночь работают, французы волнуются, немцы, итальянцы. Оставшиеся в живых недобитки, у которых руки по локоть в крови, вернутся. Многие уже не могут не убивать. А мир стал таким прозрачным, что барьеров практически не осталось. Может, только США чувствуют себя относительно спокойно, отгородившись двумя океанами, но это до поры до времени. Терроризм со временем распространится и в Америке.

А мы очень уязвимы, особенно на среднеазиатском направлении. Еще несколько лет назад в Киргизии существовало огромное количество подпольных мечетей, где действовали проповедники экстремизма.

— К чему нам готовиться тогда?

— К войне с терроризмом. Сейчас у России только три союзника — армия, флот и спецслужбы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27584 от 29 декабря 2017

Заголовок в газете: «В плен никого не брать»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру