В прошлом бухгалтер, оборонный подрядчик, бизнесмен... Выйдя на пенсию, Стивен Паддок продал свое дело и стал обладателем как минимум $2 млн. Все предвещало ему тихую старость. В деньгах он не нуждался, был владельцем четырех домов в разных штатах, детей у него не было, зато была подружка — 62-летняя Мэрилу Дэнли. Паддок предпочитал селиться в специальных жилых районах для пенсионеров. В одном из таких — в городе Мескит, штат Невада — он обитал в последнее время.
«Он был странным, замкнутым, — описала Паддока его соседка Диана Маккей в интервью газете The Washington Post. — Это было как жить по соседству с никем. Можно ведь быть хотя бы ворчливым. А он был просто никем, просто таким тихим...»
Единственной настоящей страстью стрелка, по-видимому, были азартные игры. Он был перелетной птицей: постоянно переезжал с места на место и часто селился в отелях, предпочитая всем остальным гостиницы Лас-Вегаса. По рассказам его брата Эрика, отели были для Стивена Паддока вторым домом, а казино — своеобразной работой, где он мог заколачивать неплохие деньги. Еще одним его увлечением была кантри-музыка: Паддок несколько раз ходил на концерты, подобные тому, на котором он позже устроил бойню.
Некоторое время будущий убийца жил во Флориде. Его сосед Дональд Джуди в разговоре с журналистами припомнил, что Паддок выглядел очень скромно — всегда носил одни и те же брюки цвета хаки и футболки-поло, ездил на обыкновенных арендованных машинах. Было сложно догадаться, что у пенсионера на счету пара миллионов. В его доме стояла только самая необходимая мебель и не было никаких украшений. «Он всегда был на чемоданах, готов сорваться и уехать куда-нибудь в любую минуту», — отметил Джуди.
Хотя у Паддока была охотничья лицензия и права пилота, он давно продал принадлежавшие ему самолеты и, по свидетельствам родственников, с ружьем на зверя не ходил. Его увлечение огнестрельным оружием ни у кого не вызывало подозрений: в Америке многие держат у себя стволы для самозащиты, для стрельбы в тире или просто для коллекции. Особенно в штате Невада, где оружейное законодательство — одно из самых демократичных в США.
«Он был обыкновенным парнем, который играл в покер, путешествовал и ел буррито. Насколько я знаю, у него не было не политических, ни религиозных пристрастий», — подчеркивает Эрик. Поэтому для семьи убийцы случившееся стало настоящим ударом. Родственники находят объяснение страшному поступку Стивена только в том, что у него случилось внезапное помутнение рассудка, хотя ничего подобного с ним раньше не происходило и с виду он не страдал психическими отклонениями.
У Стивена Паддока не было проблем и с законом. Чего нельзя сказать об его отце Бенджамине Паддоке, который долгое время зарабатывал на жизнь ограблениями. Перед тем, как сесть в тюрьму в 1960 году, отец стрелка успел обчистить как минимум два отделения «Национального банка долины» в Фениксе. Стражи порядка настигли его в Лас-Вегасе, после чего он получил 20-летний тюремный срок. Не отсидев и половины положенного, Бенджамин сбежал из заточения и принялся за старое. Сначала он ограбил банк в Сан-Франциско, а затем осел в Орегоне. Изменив внешность и взяв имя Брюс Вернер Эриксен, Бенджамин Паддок начал делать деньги на игре в покер и даже открыл первый в штате постоянно действующий бинго-салон.
Пока «Брюс Эриксен» поднимал свое маленькое дело, ФБР искало его по всей стране. В 1969 году он вошел в десятку самых разыскиваемых преступников США. «Рост — шесть футов, четыре дюйма, вес — 245 фунтов, диагноз — психопатия, — содержалось в характеристике на него. — Предположительно, у него есть склонность к суициду, он вооружен и очень опасен».
В 1978 году законники все же настигли Бенджамина, правда, на этот раз он легко отделался. После года под стражей его освободили условно-досрочно. На воле отец стрелка вернулся к своему бизнесу в Орегоне, но дурная слава не давала ему покоя. В 1980-е его поймали на рэкете, однако он избежал тюрьмы, заплатив большой штраф. Старость Бенджамин провел в штате Техас и умер в 1998 году.
Когда отец Стивена Паддока впервые попал в тюрьму, мальчику было только восемь лет. Всего у Бенджамина было четверо детей, но мать воспитывала их в одиночку и нельзя сказать, что папаша-преступник как-то повлиял на жизнь своих отпрысков.
На этом фоне выглядит вдвойне странным то, что Стивен Паддок оказался настолько похож на отца: от увлечения азартными играми до внезапно открывшейся на старости лет склонности к преступлениям. Однако не похоже, что его поступок — результат неожиданного помешательства. Свидетельства указывают на то, что он долгое время планировал массовую бойню. В доме убийцы в Меските обнаружили 19 ружей (среди них оказался даже автомат Калашникова), еще 23 ствола находились в номере отеля Mandalay Bay, из окна которого он вел огонь по толпе. Кроме того, в логове стрелка хранились тысячи патронов для различных видов оружия и несколько фунтов нитрата аммония — компонента для изготовления взрывчатки.
В штате Невада нет запрета на покупку автоматического и полуавтоматического оружия. Тем не менее далеко не у всех магазинов есть лицензия на продажу автоматов, поэтому для Паддока было гораздо проще купить полуавтомат и переделать его в автомат. По-видимому, большую часть своего арсенала убийца приобрел совершенно легально, на что упирают владельцы магазинов оружия, в которых он отоварился.
«Мы очень огорчены новостями о трагедии, — заявил Дэвид Фамильглиетти, представитель оружейного магазина «Новый фронтир», в котором Паддок ранее приобрел винтовку и обрез. — Мы продаем оружие легально и соблюдаем все меры предосторожности перед продажей».
С виду Паддок действительно не вызывал подозрений. Ведь у него не было ни зарегистрированных психических отклонений, ни проблем с законом. Именно поэтому, как считают специалисты, ему так легко удалось начинить свой номер в отеле винтовками и патронами.
Независимый эксперт по безопасности Роберт Гарднер в интервью радио NRP предположил, что Паддок просто спрятал оружие в сумках и в течение трех дней понемногу переправлял винтовки в свой номер. «Для постояльцев отеля совершенно нормально приезжать с большим количеством багажа, — отметил Гарднер. — А скрыть оружие в чемоданах довольно просто. И служба безопасности, конечно, не вмешалась, потому что этот человек всего лишь направлялся с ними в свою комнату».
Как бы то ни было, в Америке уже развернулась серьезная дискуссия, как об ужесточении правил продажи оружия, так и об усилении безопасности в отелях и при проведении концертов. По всей видимости, США столкнулись со старой угрозой в новом обличии: массовым убийством, подготовленным не террористической группировкой, а простым американцем. Хотя «Исламское государство» (террористическая организация запрещена в РФ — «МК») назвала Паддока своим «солдатом» и взяла на себя ответственность за бойню в Лас-Вегасе, полиция сомневается, что стрелок имел связи с исламистами.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Стивен Паддок, который устроил массовую бойню в Лас-Вегасе, оказался игроманом. Могла ли лудомания стать причиной внезапной агрессивности убийцы? Об этом «МК» рассказал директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.
— Может ли игровая зависимость выливаться в агрессивное и даже криминальное поведение?
— Разумеется, и так бывает нередко. Склонность к аддиктивному поведению — это лишь демонстрация проблем, которые есть у личности. Поэтому игровая зависимость может перетекать в алкоголизм, алкоголизм — в наркоманию и так далее. Сейчас вот появились группы зависимых от долга — анонимные должники. Они в долгах не потому, что им не на что жить, а потому, что природа болезни заставляет быть в этом состоянии. И еще у нас началась эпидемия зависимости от виртуального пространства. Анонимные игроки существуют уже несколько лет, когда-то государство спровоцировало эту зависимость. А сейчас появились компьютерные анонимные игроки — это достаточно молодые люди, которые дошли до дна. В общем, в какую именно форму выливается зависимость, зависит от многих факторов: культурологических, микросоциума, воспитания. Если в семье человека не научили решать внутренние проблемы с помощью социально приемлемых форм поведения, он действует в соответствии с установками, которые диктует ему его субкультура, его окружение. Окружение же может диктовать разрушительную форму поведения. Однако в его основе — душевная боль и внутренние переживания. Разрушительные формы поведения могут вылиться во что угодно. Основная причина алкоголизма, игромании, наркомании — насилие над личностью.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram