- Александр Георгиевич, чуть ранее действия президента Америки Дональда Трампа, который поделился с Россией информацией «высшей степени секретности» о террористической угрозе подверглись жесткой критике со стороны западных СМИ. Кто прав?
- Без такого международного сотрудничества любая работа на упреждение террористических актов сводится к нулю. Обмен информацией, имеющейся у стран, просто необходим. Страны, вставшие на борьбу с ИГИЛ (запрещена в России), должны тесно взаимодействовать, обмениваться любой информацией, а не окукливаться, как Северная Корея. Иначе такая борьба превратиться в сражение с ветряными мельницами.
- Какого толка может быть такая информация?
- Самого разного. Это обмен по системам подготовки, тактики, стратегии террористов. Большой вес имеет информация о новых лидерах ИГИЛ, «молодых» террористических группировках, вплоть до того, что становятся «раздражителем», ну, или поводом для совершения террористических актов.
- Как вы оцениваете меры безопасности, которые были предприняты британской полицией во время проведения концерта в Манчестере?
- Понимаете, у каждой страны своя система безопасности. Свои уровни. В данном случае мы имеем дело с заурядным мероприятием. И местная полиция исходила из той оперативной обстановки, которая у них была. Значит не было оперативной информации о возможных террористических атаках... Кроме того, надо иметь в виду, что на всех мероприятиях на стадионах, присутствие полиции минимально, в основном там работают стюарды, которые руководствуются своим регламентом. И не забывайте, что британская полиция кроме этого мероприятия несла службу в городе. Другими словами, я бы не стал огульно обвинять местные правоохранительные органы в бездействии. Когда террорист появляется на конечном этапе осуществления теракта, предотвратить его практически невозможно. Здесь как раз надо работать на предупреждение.
- На первый взгляд, подорвался одиночка или хорошо подготовленный террорист, направленный некой структурой?
- Стоит отметить, что террорист совершил, прямо скажем, «красивый» террористический акт. Он рассчитывал не на срыв мероприятия и взорвался не на трибуне (тогда бы волна ушла в поле), а четко все рассчитал и взорвался на выходе, где царила так называемая «атмосфера выходящих».
- Что это за атмосфера?
- Как правило, на входе перед мероприятием атмосфера царит более спокойная. На выходе все спешат в раздевалку, по домам... В фойе, где все и произошло, наблюдалось наибольшее столпотворение. Террорист рассчитывал на это и в итоге и получил максимум пострадавших. Теракт, по моему мнению, был тщательно продуман.
В тоже время другой эксперт «МК», председатель Координационного совета Профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин слабую работу британских правоохранительных структур связал с элементарной экономией денег.
- Да, в России контроль на массовых мероприятиях абсолютно иной. У входов установлены рамочные металлодетекторы, находятся сотрудники полиции и т.д. Более того, на некоторых станциях метро уже установлены электронные приборы, которые в течение 1-5 секунд улавливают пары взрывчатки или наркотиков... В Англии все устроено по-иному. Не исключено, что у полиции просто не было соответствующей оперативной информации, поэтому выставлять дополнительные силы не посчитали нужным. Тем более, что все это стоит немалых денег. Но обвинять британскую полицию я бы не стал. Потому что если террорист решил взорваться, он это сделает...
Читайте материал "Очевидцы рассказали о теракте в Манчестере: «Рюкзаки не проверяли»"