Погода здесь переменчива. Синоптики пожимают плечами: «Море и ветер в Сочи будто игру затеяли, что ни час, то сюрприз». Утренний легкий шторм постепенно утих. Днем уже море выровнялось. Тишь да гладь. Но это не на руку поисковым службам — шторм помогает найти фрагменты самолета и останки тел.
Читайте материал «Ко мне море вынесло останки жертв крушения Ту-154, косметичку, ботинки»
И картинка на море к обеду претерпела изменения. В Хосте, где еще с утра были сосредоточены все поисковые силы, в мгновение ока сняли оцепление, а катера и корабли резко взяли курс на Адлер.
- Шторма мы так и не дождались, зато усилились подводные течения. Вот их направление прогнозировать гораздо сложнее, - сетует молодой человек, помогающий поисковой операции, - Эх, обидно до слез. Ведь этим течением останки и детали корабля могло отнести куда угодно. Вот и наши корабли поэтому переместились левее от Хосты. Теперь там будем базироваться. Долго ли? Непонятно. Куда нас завтра погонят течения, одному Богу известно...
Тем временем версий трагедии становится все больше и больше. Одна из последних, пожалуй, самых громких – трактовка событий из уст пограничника, который своими глазами видел, как самолет зашел в воду с сильно задранной вверх носовой частью. Также появилась информация о том, что Ту-154 странно маневрировал: попытался резко развернуться
Читайте материал «СМИ рассказали о странных последних маневрах разбившегося Ту-154»
Мы решили обойти стоящие у моря жилые дома. Поискать очевидцев трагедии. Собственно, такой же работой в первые дни занимались следователи. Опрашивали чуть ли не всех жителей Сочи. Тогда, в первые дни, практически все твердили одно и то же: «Спали, ничего не слышали». Но чем больше времени проходило с момента крушения лайнера, тем больше стало находиться людей, которые «что-то видели». Желающих проявить свою сознательность или несознательность в итоге насчитывается уже несколько десятки. Стоит ли всем верить?
Набережные Сочи вымерли. У моря ни души. Через пару километров пешей прогулки вдоль берега моря, встречаю мужчину в синей форме, в оранжевой каске. За спиной рюкзак. На плече - опознавательный знак службы спасения.
- Мне велено охранять вот этот кусок пляжа, - указывает расстояние метров сто. – Ходить, смотреть, вдруг, что прибьет сюда. Все собирать в рюкзак.
- И долго уже ходите? – спрашиваю.
- Часов шесть уже.
- Что-нибудь нашли?
- Ничего. В такой штиль ничего на берег и не вынесет. Пустая трата времени.
Рядом, прямо на берегу, несколько частных гостиниц с пустыми бассейнами. Эти несколько отелей в сезон, вохможно, пользуются повышенным спросом, но сейчас выглядят мрачно.
Поднимаюсь в одну из них. Пыльный звонок. Долго никто не выходит. Затем слышу шуршание. На пороге – заспанная женщина.
- Да, наша гостиница – одна из немногих, которая расположена так близко к морю. И, судя по всему, самолет рухнул в море вот прямо напротив нас. Но я сама удивилась, что ни малейшего звука, ни хлопка, ничего не было слышно, - рассказывает хозяйка отеля. – В это время у нас и посетителей-то нет. Я обо всем узнала, только когда на двор вышла. Смотрю, а по всему берегу - толпы военных. Думала, война что ли началась.
По соседству еще один дом. Жилой. Сильно обветшалый. На балконе стоит женщина в тапочках и спортивном костюме. Смотрит вдаль. Иду к ней.
- Я ничего не слышала, спала как убитая. Но вот мой сосед Игорь все видел своими глазами, - неожиданно заявляет собеседница. – Он ведь работает сторожем в отеле. Живет в нашем доме. Работа у него посменная. Ночная. Днем сторожить апартаменты не от кого, а вот по ночам он сидит в будке, караулит.
- Не спал он в ту ночь?
- Он свою работу исправно выполняет. Обычно перед тем, как заступить на дежурство, высыпается. А потом всю ночь глаз не сомкнет. Телевизор смотрит, прохаживается по пляжу. Вот и в то утро вылез из своей конуры, то ли покурить на берег пошел, то ли просто подышать воздухом. И вдруг видит, будто вспышка на море.
- Сколько времени было?
- По его словам, 5:10 было. Он еще на часы глянул.
- Как ваш знакомый описывал увиденное?
- Говорит, все произошло за считанные секунды. Он даже понять не успел, что случилось. Звук достаточно громкий, похожий на хлопок об воду. «Бух» - и все. Но не взрыв это был. Увидел, как какая-то махина рухнула плашмя об воду и будто разделилась на две части. Над ней что-то вроде радуги образовалось. На рога походило. Он следователям так и описывал эти «радугу» и «рога».
- Он понял, что это самолет упал?
- Да вы что! Нет, конечно. Не было понятно ему, что это самолет. Здесь темень такая, детали разглядеть невозможно. Он и заметил только, когда что-то неизвестное упало в воду, потом была вспышка. А в небе ничего не видел.
- Выходит, когда самолет падал, в небе ничего не горело?
- По его словам, в небе он ничего не заметил. И не увидел, откуда это упало. Вспыхнуло все только при ударе об воду.
- Близко к вам это все произошло?
- Может километр-полтора отсюда. По прямой. Вот, где мы с вами стоим сейчас, если смотреть вперед – то там все и произошло. Как я поняла, от берега это ближайшая точка к месту крушения. Именно сюда потом основная часть техники и направилась.
- Ваш знакомый говорил, что самолет развалился при ударе об воду?
- Когда он уже потом узнал, что это был самолет, то, предположил, что лайнер развалился на две части именно от удара. Но точно сказать сложно, далеко все-таки было. Но вот эту «радугу» и «рога» запомнил.
- Следователи его показания записали?
- Конечно. Вот здесь, на берегу он стоял и все подробно им рассказывал. Следователи его данные записали, телефон взяли. Он теперь вроде как свидетель по делу проходит.
- Когда он все это увидел, стал звонить куда-то, сообщать о ЧП?
- Да бросьте вы. Никуда он не звонил. Он ведь и представить не мог, что самолет рухнул. Сел на берегу и стал гадать, что же произошло. А потом вернулся в свою будку. Когда закончилась его смена, берег уже был оцеплен. Вот тут-то до него и дошло, что случилось что-то неладное. Включил телевизор, уже вовсю новости идут.
- После того, как самолет упал в воду, может волны какие пошли, под водой что-то шумело?
- Нет, все произошло быстро. А потом наступило затишье. И волн особых не было.
- Вы все три дня наблюдаете здесь за поисковой операцией?
- Да. Поначалу полностью оцепили всю прибрежную зону. Два дня дежурили полицейские здесь. Человек по 30 военных ходили. А во вторник днем исчезли.
Нас еще предупредили, что во вторник приедет губернатор Краснодарского края сюда, вот именно на это место. Цветы здесь должен был положить. Так мы к его приезду всю территорию убрали вместе с соседкой, около дома дорожки подмели, но почему-то так никого и не было. А накануне вечером мы с приятельницей сами купили по гвоздичке, поднялись на пирс, положили цветы, свечки зажгли. Правда, утром все унесло ветром.
«Пока водолазы искали Ту-154, нашли обломки еще какого-то самолета»
Иду дальше по берегу моря. Вдоль набережной – заколоченные кафе, запертые на зиму рестораны. У берега возятся мужчины, разбирают сети.
- Вот рыбаки наши много могли бы рассказать вам. Они ведь, как правило, в это время здесь и ловят рыбу, - говорят мужики. – Но сейчас зима, лов никакой. Разве что просто посидеть просто с удочкой могли на берегу, о своем подумать. Но наши парни в то утро не выходили.
- Вам уже разрешили около берега находиться?
- Да ничего на берег не вынесет при таком штиле. Уже пятый день на море небывалое для этого времени года затишье.
Подхожу к единственному работающему ларьку. Здесь торгуют горячим чаем, кофе, пирожками. Разговорилась с хозяйкой.
- Когда все случилось, нам велели все заведения закрыть. На следующий день мы уже снова работали. Вот сколько я сидела, наблюдала за спасателями, но так ничегошеньки здесь и не нашли, - рассказывает девушка.
- Я смотрю, камеры у вас установлены на всех прибрежных кафе. Они не зафиксировали момент катастрофы?
- Мы свои камеры не выводим на море, они у нас на кафе смотрят. Но вот в городе много камер, которые работают в круглосуточном режиме. Некоторые смотрят на море. Например, на санатории «Спутник» есть такие камеры. Там даже онлайн-трансляцию можно было смотреть в прямом эфире по интернету. Но странно, что именно в ночь, когда произошла трагедия, записей никаких нет. Мы все городом искали, не нашли ничего. А то, что показали в ютубе якобы вспышку, уже установили, что фейк. Так же есть камеры, которые выходят на море, в Морпорту, что в центральной части Сочи и в Адлере. Но видео оттуда тоже нигде не было. Наверное следователи все изъяли, изучают. Не стали шокировать обычных горожан.
- Вы общались с сотрудниками поисковых служб?
- Конечно. Они прогнозировали, что подводные течения усилятся. Как в воду смотрели. Видите, в Хосте уже практически не осталось кораблей. Все в сторону Адлера и Абхазии перебазировались. Еще рассказывали, пока здесь искали Ту-154, наткнулись на какой-то еще самолет, который давно разбился. Старый, ржавый уже.
Ребята спасатели еще высказывали опасения, что велика вероятность больше ничего не найти. Вспоминали трагедию в Черном море с «Армянскими авиалиниями». Тот лайнер упал на такую большую глубину, что его так и не удалось обнаружить. У нас ведь в море сложные рельеф, и подводные течения подводные хаотичные и мощные. Поэтому разбросать останки могут в любую сторону. А еще спасатели волновались, что чем глубже окажется самолет, тем сложнее будет его достать и увидеть из-за илистого дна. Так и говорили, что ил может «замыть» всю технику и тела погибших. Вот во вторник утром сюда привезли батискафы, значит, водолазы планировали опускаться на приличную глубину. Ребята работают на износ, на глубине вода около трех градусов. Им разрешено находиться в море не больше часа, потом отогреваются и обратно. Жаль, если вся работа окажется напрасной. Они сами молятся, чтобы поднять со дна все тела.
Сочи, меж тем, понемногу отходит от трагедии. На улицах уже все больше говорят о предстоящих праздниках, в магазинах начали закупать продукты к новогодним застольям, все меньше народу собирается на причалах, чтобы обсудить детали крушения. И только родственники тех, кого до сих пор не вернуло море, будут еще долго приходить на берег и с надеждой вглядываться туда, где еще пока стоят поисковые корабли.
Ирина БОБРОВА, Сочи