Каждый из перевозчиков винит в своих бедах другого, а жители Москвы и Новомосковска продолжают ездить на свой страх и риск. Корреспондент «МК» разобрался в ситуации и выяснил, что автобусная война — это результат лазейки в законодательстве, и остановить ее власти не могут.
Автостанция Красногвардейская, окраина Москвы. Отсюда автобусы уезжают в города южнее столицы: Михайлов, Белгород, Новомосковск Тульской области. Каждого пассажира на входе досматривают: открываешь сумку, проходишь через рамку. Нежданная машина на вокзал тоже не проедет — дорогу перегораживает шлагбаум. Но несмотря на все старания, у перевозчиков на маршруте Москва—Новомосковск горят автобусы. Только за этот ноябрь — три раза.
5 ноября на Ореховом бульваре (речь идет о нелегальной парковке за границей вокзала) водитель автобуса нашел прикрепленную к сиденью бутылку со взрывчатой смесью и телефон. Как рассказал «МК» перевозчик, устройство сработало — и водителя контузило.
23 ноября водитель того же перевозчика, припарковавшись на том же Ореховом бульваре, снова нашел в салоне банку с проводами и некоей жидкостью. Эта попытка, предположительно, поджога успехом не увенчалась.
28 ноября уже на самой автостанции Красногвардейская снова загорелся автобус, но принадлежащий другой компании.
— Автобус совершал свой первый рейс со станции Новомосковск, — рассказывает представитель транспортной компании Александр. — В 6 утра на самом вокзале, когда пассажиры уже вышли, водитель пошел выдавать багаж. В этот момент в салон забежал неизвестный человек, автобус загорелся. Водитель предпринимал попытку потушить транспорт, но у него это не получилось. Возгорание произошло на территории автостанции, руководство которой должно было обеспечить безопасность.
И даже это не все. 31 июля этого года на том же маршруте загорелся автобус вместе с пассажирами.
— Мы ехали в том автобусе, — рассказывает мне на автовокзале жительница Новомосковска. — Он остановился на станции Кончинка, потом вроде как мимо проехал мотоциклист и что-то бросил под колеса... Все начали в панике бежать по головам, автобус загорелся, было несколько хлопков. Он минут сорок горел. Была просто дикая толкучка, люди потом добирались до дома на попутках.
Можно подумать, что маршрут Москва—Новомосковск проклят. Но, увы, все прозаичнее. На этом направлении работают два перевозчика. Для простоты назовем их перевозчики А и Б. И в том, что это именно война, сомневаться не приходится: за все время конфликта сгорела не одна машина.
Анархия сменилась войной
У нас нет ни доказательств, ни полномочий судить предпринимателей. Но факт остается фактом: автобусы горят, и горят вместе с людьми. Как же так получилось, что два перевозчика на одном маршруте не поделили пассажиров?
Для этого придется вернуться на полгода назад, когда в полную силу заработал федеральный закон 220-й «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа».
— Этим законом предусмотрено ведение федеральных реестров межрегиональных маршрутов и остановочных пунктов. Введена административная ответственность за работу по несогласованным маршрутам, — рассказал «МК» старший редактор портала TR.ru — Транспорт в России Павел Яблоков.
Опять же, по словам перевозчиков, проблема заключается в исполнении нормы закона.
— Согласно ФЗ 220 интервал между автобусами при движении в одном направлении должен быть не менее одного часа. И дополнительный регулярный автобус в укомплектованную сетку поставить уже нельзя. А вот заказные автобусы — можно, есть такая лазейка.
По мнению экспертов, государство само в некоторой мере вынудило перевозчиков переходить в разряд «заказных».
— За 2016 год в Минтранс РФ поступило более тысячи заявлений об открытии или изменении маршрутов, — поясняет Павел Яблоков. — Практически все они были отклонены. Одной из главных причин является то, что остановки из предлагаемых перевозчиками маршрутов не внесены в федеральный реестр остановок. Поэтому попытки зарегистрировать перевозки между Москвой и добрым десятком регионов обречены на провал. На всю Тверскую область зарегистрирована только одна остановка в городе — Конаково.
Ситуацию спасает именно введение в 2007 году такого понятия, как заказные перевозки. И они дают множество преимуществ: работа компаний никак не регулируется законом №220, им не надо быть в реестре. Более того, закон не регулирует места высадки и посадки пассажиров заказных автобусов.
— Заказные перевозчики могут останавливаться в любом месте, и контроль за тем, кто и с каким багажом садится в автобус, несут сами перевозчики, — разъяснил «МК» президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.
Лазейка в законе, по сути, позволяет всем желающим вклиниваться в расписание регулярных перевозчиков, разжигая тем самым, как в случае с рейсами Москва—Новомосковск, настоящую войну. Кто может пресечь конфликт? Как оказалось, уж точно не власти.
«Если там войнушка, то мы ее просто не отследим»
В «Мосгортрансе» от ситуации сразу открестились, заявив «МК», что это «не их автобусы». В Департаменте транспорта посоветовали обратиться к самому перевозчику, а в правительстве Тульской области — сразу в Минтранс. Впрочем, хоть какое-то влияние на ситуацию могли бы оказать в Ространснадзоре.
— Мы проводим выборочный мониторинг перевозчиков, — заявили нам в пресс-службе ведомства. — И если в действительности происходит какая-то «войнушка», то мы ее просто не отследим. Постоянного мониторинга у нас нет.
Как объяснил Юрий Свешников, в случае с заказными перевозчиками вы фрахтуете автобус как частное лицо — и государство в этом процессе никак не участвует.
Впрочем, сами компании винят в случившемся конфликте «Мосгортранс». Возможно, это так и есть. В любом случае лазейка в законе и отсутствие какой-либо возможности со стороны властей повлиять на конфликт могут в конце концов привести к человеческим жертвам. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.