По словам полицейских, работавших на месте трагедии, подтверждена гибель 76 человек. Глава полиции провинции Антиокия генерал Хосе Асеведо заявил, что надежды найти других выживших уже нет. В районе крушения сохраняется плохая видимость из-за тропических дождей, которые идут там на протяжении последних дней. Поиски также усложняло то, что обломки находились в труднодоступной горной местности.
Сообщается, что экипаж перед крушением связывался с аэропортом, к которому он уже приближался, и докладывал, что на борту произошла поломка электросети и кончается горючее. Нехватка топлива считается одной из версий причины трагедии. Как сообщает британский таблоид Daily Mirror, пилот за секунды до крушения успел избавиться от остатков горючего, чтобы падение не спровоцировало взрыв. Судя по фото с места трагедии, самолет разломился надвое.
Разбившееся судно (коммерческий среднеразмерный реактивный самолёт BAe 146 британского производства) принадлежало боливийско-венесуэльской чартерной авиакомпании Lamia.
Команда «Шапекоэнсе» из 22 человек, а также сопровождавшие их тренеры, журналисты и гости направлялись на финальный матч Кубка Южной Америки с участием колумбийского клуба «Атлетико Насьональ». Аккаунты спортсменов в Instagram пестрят веселыми фото, сделанными в аэропорту и в самолете.
Как сообщает колумбийское англоязычное издание The City Paper Bogota, бразильцы вылетели сначала в понедельник из Сан-Паулу, сделали остановку в Боливии и летели из боливийского Санта-Крус в Медельин. До пункта назначения оставалось около пятидесяти километров, когда экипаж сообщил о ЧП на борту.
По крайней мере трое из игроков выжили: 27-летний защитник Алан Рушель и голкиперы 31-летний Маркос Данило Падилья и 24-летний Джексон Фоллманн. О Рушеле известно, что у него сломано бедро и травмирована голова. Daily Mirror отмечает, что в больнице города Ла Сеха он даже нашел в себе силы попросить медиков, чтобы они присмотрели за его обручальным кольцом. В госпиталь также доставили стюардессу Химену Суарес и бразильского журналиста Рафаэля Энзе. Колумбийское ведомство гражданской авиации сообщило о том, что помимо трех футболистов и журналиста живыми найдены два члена экипажа. Но по дороге в госпиталь один из найденных людей скончался.
«Шапекоэнсе» лишь в прошлом году дебютировал на международном уровне, дойдя до четвертьфинала Кубка Южной Америки. Выход в финал этого соревнования в этом году стал неожиданной и исторической победой ранее мало известной команды. Вице-президент футбольного клуба Айван Тоззо заявил, что родной город команды Шапеко скорбит по погибшим: «Множество людей плачет в нашем городе, мы никогда не могли этого себе представить. «Шапекоэнсе» были главной причиной нашей радости». Мэр Медельины Федерико Гутьеррес также добавил: «Спасибо Господу, что самолет не упал на город, потому что это бы привело к еще большей трагедии».
Из досье «МК»:
Авиакатастрофы, в которых погибли спортсмены
6 февраля 1958 г. — самолет британской авиакомпании British European Airwaysruen разбился после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена (ФРГ). На его борту находились игроки английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», а также несколько тренеров, болельщиков и журналистов. Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23.
16 июля 1960 г. – в датском городе Эресунн разбился самолёт, на котором летели на матч игроки сборной Дании по футболу. В результате авиакатастрофы погибли все 8 пассажиров. Пилот чудом выжил.
11 августа 1979 г. – в СССР в результате столкновения в небе двух самолетов Ту-134 погибли 17 игроков и тренеров ташкентского клуба «Пахтакор», летевших в Минск на очередной матч чемпионата СССР.
7 июня 1989 г. – при посадке в аэропорту столицы Суринама Парамарибо разбился самолет DC-8-62, прилетевший из Амстердама. Среди жертв – 23 голландских футболиста суринамского происхождения.
27 апреля 1993 г. – в результате падения в море у побережья Габона самолета погибли 18 футболистов сборной Замбии, летевших на отборочный матч к чемпионату мира со сборной Сенегала.
7 сентября 2011 г. – после взлета из аэропорта Ярославля упал самолет Як-42Д, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль). Погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа).
Справка "МК": «Футбольный клуб "Шапокоэнсе" появился в 1973-м в результате слияния двух команд, "Атлетико Шапокоэнсе" и "Индепенденте". Меньше 5 лет потребовалось клубу, чтобы стать победителями чемпионата штата Санта-Катарина и завоевать право выступать в высшем бразильском дивизионе, в котором, однако, "Шапокоэнсе" надолго не задержался и последующие годы команда принимала участие в турнирах рангом ниже. В 2013 году клуб из города Шапеко вернулся в элитный бразильский дивизион».
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Появилась версия, что самолет упал якобы потому, что у пилотов не хватило топлива для посадки. Как такое возможно? На этот вопрос «МК» ответил бывший пилот «Аэрофлота», летчик с 45-летним стажем Владимир Сальников:
- Объем заправки топливом самолета выбирается с учетом расстояния до пункта назначения и расстояния до резервного аэродрома. Чтобы вдруг из-за каких-то причин — плохая погода, непригодность полосы, другие неприятности — у командира была возможность уйти на запасной аэродром.
Но бывает такое, когда ты пришел на запасной аэродром, а там тоже налетает какая-то туча и начинается ливень, или снегопад, то есть погода не подходит для посадки по условиям разрешенного минимума командира. Именно на такой случай заправки топлива должно хватить для выхода на резервный аэродром плюс 30 минут. Это общее правило, закрепленное нормами ИКАО.
Эти 30 минут ты можешь в зоне ожидания походить, ожидая погоды. Но если вдруг погода все равно не улучшилась, то командиру предоставляется право сажать самолет с нарушением разрешенного ему посадочного минимума. То есть командиру как бы предлагается выбор: либо садиться в горах, в степи, или все-таки на аэродроме, где есть хоть какие-то посадочные системы.
При этом учтите: мы, летчики отрабатываем на тренажерах ситуации такого рода. Когда тренируемся, нам, бывает, выставляют условия запредельной погоды. То есть у летчика всегда есть возможность, пусть даже не 100-процентная, но хотя бы 90-процентная, попытаться применить эти навыки.
За всю мою 45-летнюю летную практику я могу припомнить порядка семи подобных случаев, когда ребята у нас в стране приходили на запасной аэродром и там были вынуждены производить посадку ниже своего минимума, пока еще было топливо в баках. Да, запредельные условия, но все посадки были благополучные. За мастерство и мужество таким летчикам обычно объявляли благодарность, иногда даже награждали орденами за принятие грамотного решения.
Почему здесь командир не принял решения садиться на запасном аэродроме, я не знаю. Если там был очень сильный ливень, то и в этом случае документами ИКАО ему дано право использовать шанс и посадить самолет в худших условиях, нежели те, в которых он подготовлен летать. Он этим шансом не воспользовался. На что он надеялся, понять не могу, тем более все происходило в горах.
Я бы в таком случае на запасном аэродроме в условиях ливня сделал пусть не одну попытку захода на посадку, но обязательно постарался бы сесть. И даже если бы самолет соскользнул с полосы, куда-то выкатился, все равно. Лучше иметь легкие повреждения, но живых пассажиров на борту, нежели всех убить. А когда топливо кончается, летчик уже бессилен, самолет становится неуправляемым — летит, куда бог пошлет.
Читайте материал "Эксперты назвали возможные причины крушения самолета в Колумбии"