Напомним, что Ми-8 МЧС России потерпел крушение в Люберецком районе, во время учебно-тренировочного полета. Сотрудники МЧС отрабатывали спасение людей в особо сложных условиях, в непогоду и в кромешной темноте. Около девяти вечера вертолет пропал с радаров. Двое случайных очевидцев увидели пикирующую машину и пожар, который вспыхнул после столкновения с землей. Спасательным службам пришлось прорубить просеку, чтобы добраться до обломков вертолета — их нашли через полчаса, в Томилинском лесопарке, всего лишь в километре от поселка Октябрьский. Там же были обнаружены тела всех троих членов экипажа.
На следующее утро, 22 сентября, работы спасателей не прекратились. С места ЧП на грузовиках вывозились обломки вертолета. Оперативный штаб был развернут в жилом микрорайоне недалеко от места трагедии. Непосредственно в лесу работали до ста человек: сотрудники отряда «Центроспас» и Центра спасательных операций особого риска «Лидер». Уже сейчас можно сказать, что если бы не профессиональная хватка экипажа, трагедия могла оказаться намного масштабней — от жилого микрорайона до места падения всего ничего.
- По всей видимости, экипаж до последнего боролся и увел борт при крушении от жилой застройки, - рассказал журналистам и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Московской области Алексей Павлов.
Что случилось с его машиной, почему Ми-8 рухнул, пока не известно. Основные версии следствия — техническая неисправность и ошибка в пилотировании. Возможно, свет на истину прольют черные ящики, которые уже доставлены специалистам для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет.
От наземных же служб известно, что перед ударом о землю пилоты не сообщали об аварийной ситуации. Также специалисты исключают в качестве причины погодные условия:
- Для обычных граждан погода может и не была идеальной: моросил дождь. Дул небольшой ветер. Но для полета на вертолете это допустимые метеоусловия. Поэтому погода вряд ли могла стать причиной катастрофы. Более того, ее действительно можно назвать благоприятной, - рассказал «МК» источник в авиации, знакомый с ситуацией.
Вертолету на момент крушения было за 20 лет. При этом, известно, что экипаж в соответствии с полетным заданием выполнял фигуры пилотажа при отказе двигателя. В очередной раз заглушив двигатель на высоте 200 метров, пилоты не смогли его снова запустить и вертолет рухнул.
- Сейчас следствию также предстоит выяснить, почему в одном вертолете находились глава АСЦ «Жуковский» и его заместитель. Как получилось, что одним махом авиационный центр оказался обезглавленным... Опять же, кто разрешил тренировочный полет в зоне, где находятся 25-этажные дома? - заявил источник «МК».
Напомним, что 1 июля во время тушения пожаров в Иркутской области разбился МЧСовский самолет Ил-76 с экипажем в составе 10 человек. Воздушное судно пропало в труднодоступной местности. Его нашли на склоне сопки южнее населенного пункта Рыбный Уян. Следствие до сих пор не выявило виновных в авиакатастрофе.
Второе происшествие произошло во время международной миссии в Португалии. При тушении лесного пожара 14 августа едва не потерпел крушение один из самолетов МЧС России. Экипаж остался жив. Машиной тогда управлял заслуженный летчик России Валерий Крузе.
***
О том, какими профессионалами и людьми были летчики Роман Фролов, Дмитрий Арсентьев и бортинженер Максим Филиппов, а также, что могло стать причиной крушения вертолета Ми — 8, рассказали их коллеги и друзья.
- Что сейчас можно сказать? Чувствуем сейчас только горечь, обиду, что ушли такие замечательные люди и профессионалы. Все — достаточно молодые, но уже опытные. Все ребята из экипажа были очень позитивные, общительные, - говорит о своих подчиненных заместитель руководителя Центрального регионального центра МЧС России по авиации Игорь Комаров. - Роман Фролов пришел к нам недавно, стал руководителем авиационно — спасательного центра. Он очень легко вошел в коллектив, нашел понимание и у подчиненных, и у руководства. С ним очень комфортно было работать. Дима Арсентьев - очень светлый человек, никогда ни на кого не обижался, с юмором реагировал даже на негативные какие — то высказывания в свой адрес. Максим Филиппов — самый молодой из экипажа, но очень грамотный специалист. Он готов был выполнять задачи в любое время дня и ночи, в любую погоду, какая бы ситуация не складывалась. Был очень отзывчивый на любую просьбу. Выполнял все задачи без каких — то рассуждений, разглагольствований.
-Это был плановый полет?
- Да, планово выполнялись задачи, все было в соответствии с руководящими документами.
За штурвалом Ми-8 находился полковник Роман Фролов, который возглавлял авиационно-спасательный центр Жуковского. Он был всеобщим любимчиком, где бы не служил. Двое младших братьев Романа также связали свою жизнь с авиацией: один работает вторым пилотом «Боинга-737», второй служит в ФСБ и руководит экипажем «Ми-8».
-Роман в 2000 году закончил Сызранское высшее военное училище летчиков. Служил в нашем в авиационно — спасательном центре с марта 2015 года, - рассказывает начальник пресс—службы Северо — Кавказского регионального центра МЧС России Кантемир Давыдов. - До этого я с ним пересекался в Южной Осетии в 2008 году. Мы совместно выполняли задачи по доставке гуманитарного груза. Потом Роман пришел служить к нам. Это был уже хорошо подготовленный пилот, «летчик первого класса», который имел более 1300 часов налета. Все сразу отметили, насколько он грамотный, аккуратный, пунктуальный специалист. Настоящий офицер. У нас на Северном Кавказе он прошел суровую школу. Честно говоря, было очень жалко, когда он уходил от нас на повышение. Потому что летчиков много, а суперпрофессионалов — единицы. Для нас это была, конечно, потеря. Потому что летать в горах — дело непростое. Всегда ведь чувствуется - уверенно пилот ведет машину или нет, боится он гор или нет. Вот с этим парнем можно было летать. Мы в июне очень тепло с ним прощались, говорили напутственные слова, верили, что у него впереди долгая летная жизнь...
Возглавлять Жуковский авиационно — спасательный центр Роману Фролову довелось только 4 месяца.
- Роман сходу вошел в курс дела, начал обустраивать быт, вникать в насущные проблемы личного состава, - рассказывает его коллега Виктор. - Дима Арсентьев и Максим Филиппов работали в центре чуть больше трех лет. Никто ни разу о них не сказал ничего плохого. Это надежные, основательные русские мужики, которые просто и с любовью выполняли свою работу. Я больше общался с Максимом. Все, кто его знал, отмечали его веселый нрав. Он на самом деле был очень жизнерадостным и позитивным человеком. Мне очень тяжело говорить о нем в прошедшем времени. Только-только, за час до вылета, стояли с ним, курили. Он был непривычно молчаливый. Как будто, что — то предчувствовал в этот день...
Родственники Максима в Ставропольском крае не могут поверить в его гибель.
- Максим был настоящим технарем и очень хотел летать, - рассказывает жена его брата Наталья. - В октябре мы ожидали его в гости. Он обещал прилететь домой, в Ставрополь. Так хотел увидеть маму, которую просто боготворил... А теперь за ним улетел в Москву брат Сергей...
Всех интересует — что могло произойти с экипажем в небе.
- Сами голову ломаем, - говорит Виктор. - Командир — очень опытный пилот, второй - тоже много летал. Что там случилось - загадка. В этот день этот вертолет днем летал тем же составом, и все было в порядке. А вообще у нас каждую среду проводились ночные тренировки.
- По правилам начальник авиационно — спасательного центра и его заместитель могут летать, отрабатывать маневры, на одном борту?
-Могут. Первый, как инструктор, может проверять навыки другого. Но повторюсь, они оба были отличные пилоты.
- Из открытых источников стало известно, что пилоты во время тренировочного полета отрабатывали фигуры летного пилотажа при отказе двигателя. Несколько раз глушили двигатель, и во время очередного отключения он не завелся. Но есть ведь второй двигатель.
-Пока рано судить о том, что произошло. Расшифровка «черных» ящиков покажет, что же все-таки случилось на борту.