По словам сестры, которой удалось сбежать и поднять тревогу, нападавшие также провозглашали верность «Исламскому государству». Один из них носил бороду и мусульманскую шапочку. Уточняется, что они были убиты при попытке покинуть храм. Жертвой религиозных фанатиков оказался 84-летний священник Жак Амель, которому перерезали горло. Еще несколько человек получили ранения.
«Они пришли внезапно, — рассказывает анонимная свидетельница произошедшего, которую цитирует Le Figaro. — Заняли позиции. Они говорили по-арабски. Я увидела нож. Я убежала, когда они напали на отца Жака. Я даже не знаю, поняли ли они, что я убегаю».
Радикальная группировка уже взяла на себя ответственность через агентство Amaq. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Пятая республика продолжит вести борьбу с ИГИЛ, но в то же время французы должны знать, что «они находятся под угрозой». Теракты осудил и папа римский Франциск, назвав это абсурдным насилием.
Пресса уточняет, что один из предполагаемых террористов носил электронный браслет: его схватили в 2015 году при попытке отправиться в Сирию и экстрадировали во Францию. А вот Tribune de Geneve уточняет, что один из нападавших, которому было 19 лет, пытался дважды уехать в «горячую точку»: сначала через Мюнхен, потом через Женеву. Он был задержан властями Швейцарии и направлен во Францию, где его обвинили в подготовке террористических актов. Неясно, что помешало французским стражам правопорядка вовремя поймать двух «симпатизантов» ИГИЛ.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир СОТНИКОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН:
«Здесь несколько причин. Первая заключается в том, что активизировались «спящие ячейки», особенно это стало понятно, когда произошел теракт в Ницце. Вторая причина: у ИГИЛ очень хорошо поставлена пропаганда — через социальные сети, через их СМИ, через радио, при помощи которых вербуют новых сторонников. Главари ИГИЛ не скрывают, что они будут воевать с теми государствами, которые убивают их боевиков. А Франция входит в число таких государств, то есть в международную коалицию, возглавляемую США. Все эти теракты, и даже такие мелкие, — это звенья одной цепи, которая называется «международная террористическая война ИГИЛ против западных держав» и по большому счету против всего человечества. Нужно менять положения законодательства. К этому, например, пришли в Германии: появилась информация об изменениях во внутреннем законодательстве по поводу принятия мигрантов».
Роман СИЛАНТЬЕВ, исламовед и директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
«ИГИЛ делает ставку на дешевые, простые теракты быстрого приготовления, которые не требуют особой подготовки, а также большого круга лиц и времени. Одиночки или несколько человек с топорами и ножами, мачете, грузовиками, легким стрелковым оружием. Главное в них — это регулярность. В ИГИЛ хорошие психологи: они догадались, что регулярные дешевые теракты гораздо проще организовать, а пугают они людей сильнее, чем редкие, но мощные. Например, таран башен-близнецов — это технически сложный теракт, который пугает людей, но регулярно организовывать подобное невозможно. А то, что происходит сейчас, можно организовывать ежедневно. Даже если в атаки вписываются психи, то в восприятии людей это те же игиловцы. У ИГИЛ произошла оптимизация стратегии. Они давно на это выходили и сейчас выходят на расчетные мощности, если можно так сказать. Делают упор на пропаганду».