Елена РЕШЕТОВА, директор компании KareliaOpen и ООО «Парк-отель Сямозеро».
Все, с кем репортерам «МК» доводилось беседовать, сходятся в одном: у г-жи Решетовой очень крутые знакомые. Только имея тесные связи наверху, можно позволить себе так халатно относиться к собственным обязанностям. Да еще при этом регулярно получать призы на республиканском уровне за успехи в развитии туризма.
Вот что, например, рассказал «МК» Наур Гокинаев, бывший руководитель лагеря «Сямозеро»:
— Я смог проработать в лагере только две недели и ушел по собственному желанию, не в силах больше глядеть на творящийся бардак… Руководство лагеря игнорировало все мои предложения по улучшению. Хлеб привозили вместе с бензином, детям давали просроченные йогурты, в столовой царила антисанитария из-за постоянных отключений воды и света…
Гид-проводник из Петрозаводска Виктор Смирнов:
— Все знали, что рано или поздно в этом лагере должно было произойти ЧП. Это та компания, с которой в Карелии никто не хотел иметь дело. Я сам для них в свое время провел несколько мероприятий, а потом полгода выбивал с них деньги. Дело дошло до суда, и только тогда Решетова мне выплатила положенное. Вообще опытному инструктору, которому можно доверить туристов, обычно платят по 1,5–2 тысячи рублей в день; если сложный маршрут — 3 тысячи. В этом лагере постоянно задерживали зарплату…
Финансовые проблемы «Сямозера» — отдельная тема. Долг по договорам аренды составил 1,67 млн рублей, долги по штрафам — 264,1 тыс. рублей. Но при этом фирме разрешали не только участвовать в республиканских тендерах, но и с легкостью выигрывать их. Последний — на оказание услуг стоимостью 2,7 млн рублей.
Вадим ВИНОГРАДОВ, замдиректора ООО «Парк-отель Сямозеро».
Друзья сходятся во мнении: Вадим Виноградов — педагог от Бога. В свое время он окончил Карельский педагогический университет, был председателем Республиканской объединенной лиги КВН.
— Я его знаю как хорошего редактора в КВН, у него отличное чувство юмора, — говорит Алексей Нестеров. — Он редактировал выступления для детских команд. Что касается личного общения, он хороший мужик, всегда мог поддержать разговор, если надо — помогал. Был женат. Сейчас в разводе, своих детей у него нет. У Вадима пожилая мать, она болеет, ей очень нужна поддержка сына.
— Ничего удивительного в том, что Вадим оказался заместителем директора лагеря, нет. У него незаурядные организаторские способности, большой опыт, — делится с нами в свою очередь Антон Сасин. — Большую часть своей жизни он проработал с детьми.
Как выяснилось, Вадим Виноградов несколько сезонов подряд работал вожатым в известном детском лагере «Орленок».
— Я был с ним в «Орленке» в 1995 году, когда еще учился в педагогическом колледже, — рассказывает Андрей Ковыршин. — Мы жили с ним в одной комнате. У него немного косил один глаз, но Вадим не испытывал по этому поводу никаких комплексов. Он мог на ровном месте, в один миг устроить праздник для детей. Кроме того, Вадим был удивительно музыкален. Сочиненную им песню о вожатском отряде «Вега» я помню и пою до сих пор.
Сколько я ни спрашивала про увлечение Вадима водным туризмом, походами, все его знакомые, коллеги и друзья говорили: «Я не слышала, чтобы Вадим рассказывал о сплавах по рекам и озерам». «Пороги, бочки, перекаты — это не его стезя».
Людмила ВАСИЛЬЕВА, Регина ИВАНОВА, Валерий КРУПОДЕРЩИКОВ, инструкторы-воспитатели.
Смотришь на фото Валерия — совсем мальчишка. Люда — миловидная, эффектная девушка. Слабо верится, что эти вчерашние школьники обладают навыками плавания по реке, спасения на воде…
Людмила Васильева, студентка 3-го курса Петрозаводского педагогического колледжа по специальности «преподавание в начальных классах», после трагедии также попала в больницу: она была в одной из перевернувшихся лодок. И тем же вечером на ее странице в соцсети появилось письмо в защиту подозреваемой. Ее защитники утверждают, что студенты проходили практику в лагере под угрозой отчисления. Заместитель директора по производственной работе колледжа Наталья Шевелева якобы заявляла практикантам: «Если по каким-либо причинам вы уедете из лагеря, даже если это ЧП, я буду ставить вопрос о вашем отчислении». Автор письма утверждает, что в лагере едва ли не ежедневно происходили различные происшествия; при этом руководство там бывало редко, а на всех детей (их было более 300) приходился лишь один медик. При этом лекарств у него практически не было. Практикантки не умели ни управлять лодками, ни выживать в походных и экстремальных условиях.
Одна из студенток утверждает, что Васильева в роковой день 18 июня не только впервые была так далеко от берега, но и вообще первый раз была на воде.