История задержания начальника УМВД Ростова-на-Дону Дмитрия Тарасенко выглядит точно настоящий детектив.
7 марта примерно в 23 часа в центре кубанского городка Курганинска местные полицейские остановили для проверки «Рендж-Ровер» с ростовскими номерами. Открыть багажник водитель не захотел, и его упорство лишь усилило подозрения.
После долгих препирательств полицейские обнаружили в машине целый оружейный склад: два револьвера, два травматических пистолета, два карабина «Сайга», а также полноценный автомат Калашникова АК-47 — что характерно, все со спиленными или сбитыми номерами.
Но главное открытие ждало полицейских впереди, когда выяснилось: в салоне машины находится их коллега, начальник УМВД Ростова полковник полиции Тарасенко.
Тарасенко и его водитель Николай Мхитарян поведали совершенно фантастическую историю: якобы, двигаясь по трассе, они остановились, чтобы помочь голосующим у заглохшей «Волги» людям. Внезапно, точно заправские баскетболисты, незнакомцы забросили им в «Рендж-Ровер» какой-то сверток, после чего умчались вдаль. Тарасенко бросился в погоню…
Поверить в эту околесицу мог только дошкольник. И хотя самого Тарасенко пришлось отпустить, на другой же день в Курганинском ОМВД было возбуждено уголовное дело за незаконный оборот оружия (статья 222 УК РФ). Вскоре материалы передали в Следственный комитет. По имеющейся информации, в ближайшее время полковнику планируется предъявить обвинение по статье 286 УК РФ (превышение полномочий).
Однако наш детектив на этом не заканчивается. Как оказалось, ночной вояж Дмитрия Тарасенко был напрямую связан с уголовным делом о пропаже из ростовского отдела полиции №3 порядка трехсот единиц оружия. Всё найденное в машине полковника ранее было похищено его подчиненными, трое из них уже арестованы.
В местных СМИ об этом скандале практически не пишут: по понятным причинам полиция старается держать его в секрете. Несколько недель назад официально было объявлено лишь о том, что областное управление СКР проводит проверку по факту пропажи из камеры хранения ОП-3 пары травматических пистолетов.
Это правда лишь отчасти: да, проверка началась в связи с исчезновением двух пистолетов. Вот только привела она к совершенно иным масштабам. В ходе ревизии вскрылась недостача около 300 единиц оружия. Часть похищенного являлась вещдоками по уголовным делам, часть была передана на хранение гражданами или изъята. В том числе, например, несколько ружей, временно сданных в полицию прокурором Кировского района Ростова. (Он перевелся из другого региона и не успел обзавестись сейфом.)
По обвинению в хищении и продаже оружия уже арестованы начальник тыла и двое сотрудников отдела полиции №3.
Автомат Калашникова, пистолеты и карабины, изъятые у Тарасенко, также значатся в списке пропавшего. Каким образом они попали к нему в машину — вразумительно объяснить полковник не может.
Согласно его новой версии, это оружие оперативным путем начальник городского УМВД нашел на территории Краснодарского края и решил вывести из незаконного оборота.
Между тем обязательной командировки для выезда в другой регион Тарасенко не оформлял. Более того, он даже не взял с собой служебного удостоверения, посему его личность долго не могли установить.
Очень похоже, что полковник помогал подчиненным заметать следы. В следственном комитете подозревают, что Тарасенко планировал вернуть пропавшее оружие обратно в отдел, дабы снизить масштабы преступления. Не исключено, что оно было выкуплено у тех же самых людей, кому ранее его успели продать.
Конечно, на фоне сотен пропаж семь единиц кардинально не могли изменить ситуацию, но тут, что называется, курочка по зернышку клюет. Наши источники рассказывают: после обнаружения недостачи ростовские полицейские активно начали искать и выкупать похищенное оружие. Кроме того, автоматов пропало совсем немного, а значит, был важен каждый из них.
Если начальник УМВД и хотел сбить пламя страстей, то добился он обратного…
Дмитрий Тарасенко успел прослужить в должности немногим более года: командовать гарнизоном в пять тысяч человек его назначили в декабре 2014 го. Представляя полковника личному составу, начальник ГУМВД Ростовской области Андрей Ларионов говорил, что этот человек сумеет навести в полиции порядок и поднять ее работу на новую высоту.
Генералу Ларионову откровенно не везет с назначенцами. Тарасенко отнюдь не первый его протеже, чья карьера оканчивается вопреки генеральским планам.
Полицейские скандалы сотрясают Ростов с завидной регулярностью. В конце февраля за посредничество при взятке в 1,5 миллиона рублей был арестован командир полка патрульно-постовой службы УМВД города Тигран Бугаян.
В начале марта суд признал виновными в ведении незаконных «прослушки» и слежки начальника отдела ГУМВД по борьбе с оргпреступностью Михаила Любарского и его зама Ивана Бондарева.
Продолжается судебный процесс над зам. начальника областной ГИБДД Александра Оцимика, «заказавшего» своего непосредственного шефа — главного гаишника региона Сергея Моргачева. Дабы занять его кресло, Оцимик за полмиллиона рублей поручил стажеру ГИБДД Артуру Шахбазяну организовать жестокое избиение Моргачева и сделать его инвалидом.
В ходе следствия также вскрылись многочисленные факты взяток, которые через Шахбазяна Оцимик собирал с подчиненных. Общая сумма установленных по делу поборов составила 15 миллионов рублей, и это лишь капля в море. Всего за 10 месяцев работы в Ростове зам. начальника УГИБДД успел «заработать» четыре квартиры и дом в центре города; ради того чтобы стать еще богаче, он и решил убрать с дороги своего начальника.
Рано утром 25 марта 2014 года двое нанятых боевиков подкараулили полковника Моргачева на лестничной клетке, когда он выходил на работу. Били профессионально: деревянными кувалдой, топорищем. У Моргачева был проломлен череп, лицо превратилось в кровавое месиво. Он потерял три литра крови, неделю находился в коме, пережил множество операций.
Следствие пыталось доказать причастность к этому преступлению и.о. начальника областной полиции Андрея Лобинцева; его даже объявляли в розыск и проводили целую спецоперацию по поимке в Подмосковье. Но в результате он был обвинен лишь в злоупотреблениях полномочиями и незаконном проведении оперативно-разыскных мероприятий. За решеткой Лобинцев провел лишь четыре месяца. Весной прошлого года, как орденоносца, его амнистировали.
Между тем, вернувшись после долгого лечения на службу, начальник УГИБДД Сергей Моргачев и сам оказался фигурантом уголовного дела. Сейчас он обвиняется в превышении должностных полномочий.
Самое поразительное, что все эти люди — и Моргачев, и Лобинцев, и Оцимик — являлись выдвиженцами начальника Ростовского ГУМВД Андрея Ларионова, который и привел их в регион вскоре после своего назначения. (До февраля 2013 года Ларионов руководил УМВД Ульяновской области.) Лобинцева он и вовсе представлял к назначению на генеральскую должность своего заместителя.
Никакого наказания за грехи ставленников Ларионов не понес. Ему даже не объявили выговора, хотя его попустительство и пассивность и привели к случившемуся; где это видано, чтобы заместители «заказывали» своих начальников, а полковники — ударялись в бега (в разыскной ориентировке на Андрея Лобинцева указывалось: может быть вооружен и особо опасен при задержании)!
Впоследствии начальник УГИБДД Моргачев расскажет, что многократно докладывал Ларионову о своем конфликте с Оцимиком и Лобинцевым (дело доходило до натуральных «стрелок»), но вместо того, чтоб разрубить этот гордиев узел, генерал призывал примириться и даже заставлял неприятелей пожимать друг другу руки. Вот и допожимались…
О том, что творится в донской полиции, я подробно писал год назад («Ментовские войны Тихого Дона», «МК» от 26.05.2015). Еще тогда я предсказывал, к каким печальным последствиям непременно приведет политика Андрея Ларионова. Увы, мои прогнозы сбываются.
Испокон веков Ростов считается южной столицей российского криминала. Уровень преступности и коррупции здесь запредельно высок. Чтобы держать регион в узде, требуется и воля, и жесткость, но это совсем не про генерала Ларионова, который не может справиться даже с собственными подчиненными.
Именно его откровенная слабость, нежелание или неумение принимать волевые решения, неразборчивость в людях стали причиной того беспрецедентного вороха коррупционных скандалов, в которых погрязла сегодня ростовская полиция.
И если один такой случай еще можно списать на обстоятельства, то как объяснить три? пять? десяток?
Совсем недавно, например, экстренно был уволен руководитель одного из самых секретных подразделений ГУМВД — бюро специальных технических мероприятий, отвечающего за контроль радиоэфира и всю оперативно-техническую работу. Проверка установила, что начальник БСТМ Геннадий Маныч незаконно сдавал в аренду компании сотовой связи конспиративные служебные помещения, чья расшифровка — уже само по себе преступление. Никаких денег в бюджет при этом, разумеется, не поступало…
…В эти дни в МВД как раз проходит итоговая годовая коллегия. Со всей страны съехались руководители территориальных органов; впрочем, далеко не все из них вернутся потом назад. Нередко прямо на глазах у зала особо проштрафившимся генералам объявляют о готовящемся снятии.
Две такие коллегии Андрей Ларионов благополучно уже пережил. Вполне возможно, переживет и третью.
Я не знаю, сколько еще требуется коррупционных скандалов и арестов, чтобы в его карьере была наконец поставлена точка. Но зато я твердо знаю другое: до тех пор, пока генерал Ларионов остается на своем месте, число этих скандалов будет лишь возрастать...