В Кувейте арестованы джихадисты, закупавшие оружие на Украине

Среди членов раскрытой ячейки — двое граждан Австралии, которые пока еще на свободе

На фоне трагических событий в Париж борьбу с террористами усилили не только Россия и страны Запада. Силы безопасности Кувейта в ходе одного из недавних рейдов пресекли деятельность целой террористической ячейки, помогавшей «Исламскому государству» (ИГ или ИГИЛ, запрещенная в России группировка). По данным кувейтского МВД, задержанные не только собирали деньги для ИГИЛ, но и занимались закупками оружия, в частности, переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), поставляемых из Украина последние новости через турецкую территорию.

Среди членов раскрытой ячейки — двое граждан Австралии, которые пока еще на свободе

Лидер ячейки фигурирует в арабских СМИ как 40-летний Усама Мохаммад Сайед Хайат. Именно он поддерживал непосредственные контакты с лидерами ИГ в Сирии, подписывал контракты о покупке оружия и оборудования для группировки, переводил деньги на счета в Турция и Сирия, занимался изготовлением пропагандистских материалов и рекрутировал новых боевиков..

Хайат сообщил имена своих подельников в Кувейте, которые также были арестованы. Это Абдул Карим Мохаммад Салем (уроженец Сирии, 1962 г. р.), непосредственно занимавшийся сделками с украинскими поставщиками оружия (в частности, китайских зенитно-ракетных комплексов FN6) и беспроводных средств связи. А также – 31-летний сириец Хасим Мохаммад Хеир Тартари, 41-летний египтянин Ваэль Мохаммад Ахмад Багдади, Ракан Нассер Аль-Аджми из Кувейта (1988 г. р.) и сириец Абдул Нассер Махмуд Ал-Шава 1987 г. р..

Известно, что с ячейкой тесно сотрудничали еще четыре человека — все они сейчас не в Кувейте. Речь идет о двух австралийцах ливанского происхождения Хишаме Махаммаде Дахабе и Рабие Дахабе (не уточняется, братья ли они), Валиде Насифе, работавшем банкиром в турецком городе Шанлыурфа (в 45 км от границы с Сирией), и сирийце Мохаммеде Хикмате Тартари.

В связи с задержанием джихадистов МВД Кувейта усилило меры безопасности вокруг мест объектов нефтедобычи и в местах большого скопления людей.

Ранее представители силовых ведомств Кувейта встречались со своими французскими коллегами. Обе стороны отметили высокий уровень взаимодействия в борьбе с терроризмом.

Напомним, что Кувейт также ощутимо страдает от действий террористов. 26 июня текущего года в одной из старейших мечетей столицы страны — города Эль-Кувейт – террорист смертник совершил самоподрыв. В результате теракта погибли 27 человек, более двухсот получили ранения. Инцидент стал крупнейшим в своем роде на территории Кувейта за последние 10 лет. Ответственность за него взяло на себя ИГ.

ТТХ FN-6:

Предназначен для непосредственного прикрытия подразделений сухопутных войск от самолетов, боевых вертолетов и крылатых ракет, выполняющих полеты на малых и предельно малых высотах. Обстрел цели ведется как на догонных, так и на встречных курсах.

Максимальная дальность поражения 5,5 км

Минимальная дальность поражения:

— при стрельбе навстречу 800 м

— при стрельбе вдогон 500 м

Высота поражения цели:

— максимальная 3800 м

— минимальная 15 м

Вероятность поражения: 0,7

Масса комплекса: 16 кг


Ренат Абдуллин

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Директор Центра анализа стратегий и технологий, исполнительный директор Союза российских оружейников Руслан Пухов:

— Тема ПЗРК очень деликатная и сложная. Заявления, что ИГ покупало через Украину или при ее посредничестве китайские ПЗРК, выглядят очень сомнительно. Думаю, это скорее какой-то информационный вброс, запущенный в Сеть в чьих-то интересах.

Вообще, что непосредственно касается комплекса FN-6, впервые он был открыто продемонстрирован в 2000 году и сейчас состоит на вооружении китайской армии. В 2006–2009 годах FN-6 был поставлен вооруженным силам Малайзии. Контракт также предусматривал передачу технической документации, специального оборудования и испытательных средств для организации производства в объеме до 100 штук в год. Кроме этого FN-6 поставлялись еще в Камбоджу, Пакистан, Судан и Перу. Но ни о какой Украине речи вообще не шло.

В то, что это могло быть сделано как-то в обход официального пути, я не верю, так как продажа любых ПЗРК сегодня находится под строгим контролем. В первую очередь со стороны США.

Штаты очень хорошо усвоили урок, который получили после Афганистана, когда в свое время передавали ПЗРК моджахедам, чтобы те сбивали советские самолеты. Часть этих ПЗРК затем попала на черный рынок, и в том числе в руки тех, кого, скажем так, друзьями Америки назвать нельзя. США пришлось потратить немало средств, чтобы выкупить эти ПЗРК. То есть сначала они сами создали себе проблему, а затем ее героически решали.

Им тогда помогло время. Дело в том, что «Стингеры» того поколения использовали фреоновое охлаждение. Со временем фреон, как у холодильников, вытекал, и ПЗРК естественным образом становился непригодным.

А в отличие от того же холодильника прийти на фабрику и заправить фреон по-новому было нельзя. Это можно было сделать только в США. Поэтому проблема с теми ПЗРК со временем как бы сама собой рассосалась. Но американцы получили хороший урок и еще долго, спустя пять-шесть лет с момента поставки тех ПЗРК — вплоть до середины 90-х годов, — по этому поводу были жутко напряжены. С тех пор американцы не только сами очень дозированно передают свои ПЗРК кому бы то ни было, но и на всех остальных пытаются давить в этом вопросе, включая Россию.

У нас между Сергеем Ивановым и Кондолизой Райс в свое время был подписан протокол, который обязывал обо всех поставках ПЗРК уведомлять друг друга, а также контролировать их дальнейшую судьбу. Так, например, мы продали свои ПЗРК в Иорданию, после чего — это оговаривалось контрактом — обязаны были им периодически звонить и говорить: мы завтра приедем и хотим посмотреть, где эти ПЗРК у вас находятся.

На нас давили, и когда мы продавали ПЗРК в Сирию. В результате мы их передавали в специальном модуле, чтобы они фиксировались на машину и их сложнее было украсть со склада — взять под мышку и унести.

Последняя неприятная история с ПЗРК у нас была связана с тем, что мы — а это было уже в постсоветское время — передали лицензию на них полякам. Те поставили эти ПЗРК в Грузию. А оттуда они уже растеклись по миру. Их находили и в Чечне, и на Украине, за что поляки получили серьезный выговор от США и более ни о чем подобном не помышляют.

То есть я хочу сказать о том, что вот так просто взять и бесконтрольно продать кому-то ПЗРК сегодня не получится. И потому даже те фото, которые выкладываются в Сеть, где какой-нибудь игиловец держит на плече ПЗРК, у меня не вызывают доверия. Где реальные доказательства, что это настоящий, рабочий ПЗРК, а не его весовой макет? Так что я бы не стал с пеной у рта доказывать, что украинцы купили у китайцев ПЗРК и перепродали их ИГ. Это момент весьма сомнительный.

Версию того, что Украина купила ПЗРК в Китае для себя, а кто-то нелегально увел их партию со складов и продал, — я бы тоже всерьез не рассматривал. Украина не покупала и не производила свои собственные ПЗРК, так как всегда пользовалась старыми, еще советскими запасами, которых у нее достаточно.

Но если предположить, что ПЗРК каким-то образом все же появились у террористов ИГ, то хотел бы отметить, что для российской авиации они угрозу представлять не могут, так как наши самолеты летают на высотах, до которых ПЗРК не достают. Они могут быть опасны лишь вертолетам и самолетам сирийской армии, которые летают довольно низко, так как осуществляют непосредственную поддержку войск на поле боя.


Ольга Божьева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26969 от 21 ноября 2015

Заголовок в газете: Оружие для ИГИЛ шло с Украины

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру