Гибель российского самолета A321: почему террористам выгодно приписывать себе катастрофу

В прошлом экстремисты не раз ложно брали на себя ответственность за громкие теракты

Одним из главных вопросов, связанных с катастрофой российского А321 на Синайском полуострове, остается возможность террористического акта как причины трагедии. Что привело к гибели воздушного судна, на котором находились 224 человек, должно установить расследование. До этого «террористическая версия» не может быть отброшена в сторону. Но и она нуждается в тщательном изучении. Как известно, связанные с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» боевики взяли на себя ответственность за крушение самолета. Но можно ли им верить?

В прошлом экстремисты не раз ложно брали на себя ответственность за громкие теракты

Напомним, что в день крушения самолета действующая в Египте экстремистская группировка, именующая себя «Вилайят Синай», принесшая присягу верности ИГ, выступила в Интернете с заявлением, в котором утверждалось, что ее боевики якобы сумели сбить российский самолет над Синайской провинцией в качестве мести за события в Сирии. При этом никаких подтверждений верности своих слов экстремисты не предоставили. Через несколько дней джихадисты вновь разместили в Сети утверждения, что катастрофа – это их рук дело, при этом они заявили, что не будут рассказывать о том, как именно они уничтожили лайнер. А американские спецслужбы будто бы добыли перехват разговоров боевиков, подтверждающих версию того, что они взорвали А321.

Но можно ли верить террористам, берущим на себя ответственность за то или иное событие?

Прежде всего надо понимать, что в современном мире теракт приобретает мощное медийное звучание. И теракты совершаются не только для того, чтобы убивать людей и приносить материальных ущерб, но и для того, чтобы вызвать эффект в средствах массовой информации. Размноженная миллионами и миллиардами телеэкранов и страниц в Интернете, новость о теракте сеет ужас перед террористами и вдохновляет сочувствующих им. И служит «рекламой» для тех или иных группировок, обеспечивая приток денег и рекрутов.

Так что не случайно нередки случаи, когда после громких терактов (или похожих на них чрезвычайных происшествий) находятся желающие взять на себя ответственность. К тому же это позволяет не только заставить мир вспомнить о какой-либо группировке и символизируемой ею идее. Но еще и запутать следы...

Вспомним самый масштабный в истории человечества теракт – атака на Америку 11 сентября 2001 года. Мало кто помнит сегодня, но по горячим следам ответственность за разрушение башен-близнецов ВТЦ взяла на себя леворадикальная «Японская Красная армия» – якобы за атомные бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки. Во всяком случае, в агентство Франс Пресс и «Аль-Джазиру» поступили анонимные звонки о том, что нападение совершено боевиками этой организации, действительно устраивавшей кровопролитные теракты в 1970-х – 1980-х гг. Впрочем, еще в 2000 году «Красная армия» объявила о самороспуске, а в 2001 году Госдепартамент США вычеркнул ее из списка действующих террористических группировок.

При этом главарь «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, который согласно общепринятой версии, является ответственным за атаки 9/11, не спешил принимать сомнительные «лавры» устроителя терактов. В появившемся через несколько недель заявлении он одобрил случившееся, но напрямую не назвал себя организатором атаки. Впрочем, из других слов Усамы, а также из результатов расследования, можно сделать вывод, что за событиями 11 сентября стоял именно бородатый саудовец.

В июне 1985 года в небе над Атлантикой близ берегов Ирландии взорвался Boeing 747-237B авиакомпании Air-India, летевший из Канаду в Индию. Погибли 329 человек. За гибель рейса Air-India 182 ответственность взяли на себя сразу три экстремистские группы сикхских сепаратистов в США и Канаде. Расследование же показало, что теракт организовала вполне конкретная группировка Babbar Khalsa, выступающая за отделение от Индии сикхского государства Халистан.

Несколько группировок взяли на себя ответственность и за гибель лайнера компании Pan Am, взорванного над шотландским Локерби в 1988 году. Некий человек, к примеру, утверждал, что самолет уничтожен группировкой «Стражи исламской революции» в отместку за то, что американцы сбили иранский гражданский самолет в Персидском заливе. Еще один звонивший в СМИ утверждал, что теракт совершен «организацией исламского джихада». Были звонки о том, что взрыв будто бы устроила «Лига обороны Ольстера» (группировка в Северной Ирландии, выступающая за союз с Британией). Следствие же поначалу считало, что это дело рук «Народного фронта освобождения Палестины – Генеральное командование». Однако затем был найден «ливийский след» – в 2003 г. Муаммар Каддафи признал ответственность Ливии за крушение над Локерби.

А если говорить о событиях, походивших на теракты, но таковыми не являвшихся, вспомним, что ответственность за гибель самолета компании Flash Airlines, вылетевшего в январе 2004 года из египетского Шарм-аш-Шейха с французскими туристами на борту, взяла поначалу на себя исламистская группировка, якобы действовавшая на территории Йемена. И якобы самолет был уничтожен из-за принятого во Франции закона, запрещающего ношение хиджабов в школах. Расследование однако показало, что никакого теракта против самолета не было.

Суммируя, скажем: не стоит с лету подхватывать пропагандистские утверждения экстремистов. Однако и отбрасывать их тоже нельзя.

Сюжет:

Авиакатастрофа в Египте

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру