Заявление «Вилайята Синай» («Провинция Синай») поставило вопрос о прямой связи крушения лайнера и проводимой ВКС РФ операции против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в Россия террористическая группировка) в Сирии. Дело в том, что в ноябре 2014-го синайская группировка присягнула на верность ИГ, которое, в свою очередь, месяц назад в ответ на операцию в Сирия объявило России джихад.
Несмотря на кажущуюся очевидность этой цепочки, теракт со стороны «Вилайята Синай» не выглядит слишком убедительной версией. Действия группировки сосредоточены на севере полуострова, в то время как самолет вылетел из Шарм-эш-Шейха, что на его южной оконечности. Рухнул лайнер тоже не в зоне непосредственной активности боевиков.
Кроме того, ни египетские, ни израильские военные, пристально следящие за ситуацией на Синае, не сообщали о наличии у местных боевиков оружия, способного поражать цели на высоте более 9000 метров. Стиль «Вилайята Синай», как доказал и теракт 4 ноября в Эль-Арише, — начиненные взрывчаткой автомобили, нападения на блокпосты и обстрелы военных патрулей.
«Идеологическое начальство» синайских боевиков в лице ИГ (речи о некоем общем командном центре не идет, даже если одна группировка принесла другой «присягу») также хорошо известно своими действиями. Их почерк — максимум жестокости и публичности, выложенные в Интернет видео и т.п. Но самолетов они, по счастью, не сбивали, и есть подозрение, что, несмотря на значительные финансовые ресурсы, необходимым для этого оружием не располагают.
Это, разумеется, не исключает некой промежуточной версии — теракта, совершенного засланными в Шарм-эш-Шейх боевиками, прикрепившими, например, взрывчатку к самолету или заложившими ее в багаж. Несмотря на то что обстановка на египетских курортах традиционно спокойная, трагедии случаются и там: достаточно вспомнить события 23 июля 2005 года, когда в результате трех взрывов погибли 64 человека. Не стоит забывать и о катастрофе над Локерби в 1988 году — тогда взрывчатка оказалась в багажном отделении. В конце концов, чисто теоретически на преступление могла решиться группа фанатиков или даже террорист-одиночка, базирующиеся непосредственно в Шарм-эш-Шейхе.
Впрочем, даже если подтвердится версия о теракте со стороны, например, «Вилайята Синай», это еще не повод говорить о непосредственной связи с операцией в Сирии. У синайских боевиков есть другие мотивы — в отличие от нападений на блокпосты, уничтожение самолета с летящими с курорта людьми нанесет огромный репутационный и, как следствие, финансовый ущерб такой туристической стране, как Египет. В этой связи стремление ас-Сиси побыстрее записать версию о теракте в разряд «необоснованных» вполне понятно. В то же время заявления из Кремля дают надежду, что Москва не будет в угоду Каиру смещать акценты в ходе расследования.