- Вадим Павлович, какая версия кажется вам более убедительной?
- Исходя из той информации, которой я располагаю на данный момент, более убедительна, на мой взгляд, версия, согласно которой катастрофа произошла вследствие технических причин. Нельзя полностью исключать и ошибку летчиков, хотя это менее вероятно. Известно, что за минуту до начала падения самолета он резко набрал один километр высоты. Я не представляю себе внешнего или внутреннего взрывного воздействия на самолет, которое могло бы привести к таким эволюциям. В том случае самолет должен был либо остаться на той же высоте, либо начать снижаться. Я исхожу из того, что этот непонятный маневр был вызван каким-то техническими причинами. После чего машина сорвалась в штопор и стала разрушаться. Если мы посмотрим на катастрофу малайзийского «Боинга» над Донбассом, там поле падения обломков ровно вдвое больше. Соответственно вдвое большей была и высота, на которой разрушился самолет. Там было 10 километров, значит здесь - 5-6 километров.
- Какими могли быть технические причины?
- На мой взгляд, возникли неполадки в системе управления. Это бортовые компьютеры, гидравлика, стабилизатор и так далее.
- Почему же пилоты ничего не сообщили об этом на землю?
- Вот это не понятно. Возможно, в тот момент им было просто не до переговоров с землей. В любом случае мы об этом скоро узнаем: разговоры между пилотами, если они были, зафиксированы ботовым речевым самописцем.
- Можно ли быть уверенным, что причины катастрофы будут установлены со стопроцентной точностью?
- Да, абсолютно. И произойдет это, кстати, очень быстро. Самолет упал не в море: есть обломки, есть черные ящики. Как только их расшифруют, все будет совершенно ясно.
- Но пока полной ясности нет, нельзя исключать и теракт...
- Формально ничего исключать, разумеется, нельзя. Пока нет четкой причины, имеют права на существование все версии.
- Насколько адекватными в связи с этим вам представляются те меры безопасности, которых придерживаются сегодня российские авиакомпании?
- На мой взгляд, более актуальным сегодня являются вопрос технического состояния авиапарка. На месте руководства российских авиакомпаний я бы больше внимания уделял межремонтному обслуживанию самолетов, ремонту, тому, чтобы не использовались контрафактные запчасти... Я все же склоняюсь к тому, что катастрофа была вызвана техническими причинами. Но мы сейчас гадаем на кофейной гуще. Нужно подождать буквально день-два. Если хотя бы расшифруют речевой самописец, картина уже будет совершенно понятна.