«В прежние времена человека с такой биографией и близко бы не подпустили к работе в органах, - считают эксперты. - Да, это могло показаться несправедливым. Но и страшной трагедии, возможно, избежали бы».
После убийства в Горячем Ключе Краснодарского края 12-летней Светы С. в городе спешно проведена чистка «мундиров», уволены почти все руководители УВД.
Но как так получилось, что 23-летний педофил не только попал служить в органы, но и занимался детьми? Ведь Сорокоумов числился инспектором по делам несовершеннолетних. Причем, как говорят его земляки, у парня даже не было обязательного в этом случае законченного педагогического образования.
Дмитрий Медведев с уважением демонстрирует Арнольду Шварцнегеру портрет молодого человека на стене в дорогущей рамке.
Это страница в соцсети младшего лейтенанта Ивана Сорокоумова
Судя по всему, заниженной самооценкой подозреваемый (он уже дал признательные показания) не страдал. На другой его странице, которая сейчас удалена, в качестве аватарки стоит шикарная машина. Рассказывают, что приемный отец Ивана до сих пор работает в ГИБДД и именно ему парень должен быть благодарен за «непыльную» должность инспектора ПНД.
Вполне возможно, что и свою жертву Сорокоумов мог приглядеть заранее: Света из многодетной семьи, у ее родителей 9 детей, и, как уже писал «МК», заставив девочку и двух ее выживших сестер сесть в свою машину, Сорокоумов якобы просто выполнял свои профессиональные обязанности — уводил детей с темной и опасной улицы. И вдруг переклинило...
Как вообще проверяют (и проверяют ли сейчас) на вменяемость будущих стражей порядка?
Доктор медицинских наук, профессор психиатрии Михаил Виноградов в советские времена возглавлял Центр специальных исследований и был руководителем общесоюзной психофизиологической службы, которая курировалась оборонным отделом ЦК КПСС. Именно в этом ведомстве создавались программы, по которым личность будущих милиционеров изучали как под микроскопом.
- Для того, чтобы мы могли составить собственные тесты на профпригодность будущих милиционеров, а также сотрудников КГБ и военной разведки, нас специально посылали за границу перенимать подобный опыт психологического тестирования в других странах, - объясняет «МК» Михаил Виноградов. - Как ни странно, но больше всего подошла американская система. За основу взяли Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Его разрабатывали ученые еще в 40-е годы прошлого века. Опросник состоял из многофазных тестов, в том числе известного цветового теста Люшера и графического теста Равена для определения логического мышления и уровня интеллектуального развития. Испытание состояло из такого тестирования и часовой беседы со специалистом-психологом.
- И этого было достаточно, чтобы определить потенциального психопата?
- Таким образом, можно было заранее вычислить человека с патологическими склонностями к той же педофилии. В этом-то и состоит задача, что правильно проведенное тестирование позволяет выявить любые пристрастия и отклонения. Кроме того, кандидат должен был не просто принести справки от нарколога и психиатра, что он здоров, но и пройти амбулаторное обследование, в обязательном порядке изучали и его семью, близких. И, если возникали хоть малейшие сомнения в профпригодности, то на службу уже не брали. До 15 процентов отсеивались таким образом.
- Но ведь сейчас можно, наверное, достать такие тесты в интернете и выучить правильные ответы на них наизусть?
- Некоторые поступающие так и делают, но грамотный психолог всегда определит, что кандидат отвечает заученно. И поменяет один блок вопросов на другой. И потом от 3 месяцев до полугода длится испытательный период, когда к молодому сотруднику приглядываются. Да, методика отбора осталась прежней, советской. Но в те времена не было и не могло быть двух вещей, которые сейчас сделали возможными такие вот страшные преступления.
- Каких, например?
- Во-первых, не было повсеместного кумовства. Вы говорите, что у него были родственники, которые могли поспособствовать его карьере? Бывает и так, что в Москве человек в одном отделении не прошел отбор, его забраковали, а через два района спокойно приняли на службу по чьей-то просьбе. Конечно, есть общая база с фамилиями. Но ей обычно никто не пользуется. Во-вторых, очень похоже, что это преступление могло быть совершено в состоянии алкогольного или, что скорее, наркотического опьянения. Полицейский явно не отдавал себе отчета в том, что он делает, что его легко могут поймать. Ведь остались две девочки-свидетельницы. Интересно было бы узнать, служил ли этот человек в армии? Если служил, то есть большие сомнения в том, что он мог иметь законченное педагогическое образование — в свои 23 года он просто не успел бы его получить.
Созданная четкая система отбора сотрудников органов была практически уничтожена в 90-е годы. Тогда в милицию брали вообще кого попало. Нынешний министр МВД Владимир Колокольцев, как утверждают, предпринимает попытки восстановить старые порядки.
Между тем, обитатели Горячих Ключей сильно напуганы. В их маленьком городке такого жуткого преступления не было уже давно. Но многие возмущаются, что последние годы работа Полиция оставляла желать лучшего.
«Раньше были совместные рейды казаков и милиционеров. Где они сейчас? - возмущаются туристы. - Прежде не разрешали распивать спиртные напитки на лавочках, гоняли бомжей, проверяли паспорта у всяких подозрительных типов. Но последний свой отпуск мы были просто шокированы тем, сколько маргиналов появилось... Гуляем в парке, а там пьяная гопота рушит стулья и накидывается на отдыхающих, на улице Ленина бомжи со своими грязными пожитками... Никто их не гоняет!»
«Шла в восемь вечера от сестры, домотались двое наглых типов с пропитыми рожами так, что была необходимость уже звать на помощь, - делится и местная жительница. - Помогли обычные прохожие, но ни одного полицейского!»
Между тем, пару лет назад, как говорят, уже был похожий случай. К трем девочкам на улице тоже подошел мужчина, представился полицейским. Показал удостоверение и попросил одну из них пройти с ним в отделение — якобы там находятся ее родители.
Дети испугались и убежали, не доверились «полицейскому». Родители сообща написали заявление в органы, их вызвали туда для беседы, составили фоторобот «дяди» — и на этом все заглохло.
«Мы искали того типа сами, ходили вокруг школы, но что мы можем? А представители власти все так и спустили на тормозах», - пишет мама одной из девочек.
Возможно, если бы к этой истории прислушались еще тогда, Света С. осталась бы жива.