Предположительно, убийство произошло из-за того, что дядя долгое время уговаривал племянника завязать с наркоторговлей, но тот отказывался. В конце концов Идрису это надоело, и он застрелил Мусу, а затем устранил его жену как «лишнего свидетеля», говорят информированные источники.
Отметим, что в ночь на 28 августа в городе резко усилили меры безопасности: город был оцеплен, а работников правоохранительных органов вызвали на срочное дежурство. Начальникам местных отделов полиции рекомендуют соблюдать высокую бдительность в связи с неспокойной оперативной обстановкой. Но, по словам пресс-секретаря чеченского МВД Магомед-Эмина Дениева, эти меры связаны не с убийством, а с подготовкой к празднику 1 сентября.
«Север» уже не в первый раз привлекает к себе всероссийское внимание. В 2010 году спецназ внутренних войск из Башкирии обвинил полк в предательстве. По словам башкир, во время одной из антитеррористических операций чеченские коллеги вместо помощи открыли по ним огонь и похитили их оружие и амуницию. А в марте этого года замкомандира «Севера» Заур Дадаев стал подозреваемым в убийстве оппозиционера Бориса Немцова. Кстати, в 2010 году он вместе с Мусой Аюбовым и Русланом Геремеевым были награждены орденом Мужества.
Примечательно, что Геремеев, возможно, причастный к организации убийства Немцова, до сих пор скрывается от следствия. В пятницу ряд СМИ заявили, что фигурант уголовного дела находится в чеченском селе Беной-Ведено... Сообщения о возможном месте пребывания подозреваемого появлялись и ранее, но правоохранительные органы республики отвечают, что у них такой информации нет.
Сейчас в полк входит 700 человек. С создания «Севера» в 2006 году его основу всегда составляли лично преданные Кадырову бойцы, прошедшие с ним чеченские войны. До мая этого года во главе подразделения стоял Алибек Делимханов, родной брат депутата Госдумы Адама Делимханова, которого еще называют правой рукой главы Чечни Рамзана Кадырова. Однако после убийства Немцова Алибек попал в поле зрения следствия: в апреле был допрошен в качестве свидетеля, а в мае стало известно, что он пошел на повышение. Теперь он замкомандира 46-й отдельной бригады оперативного назначения ВВ МВД России, в которую помимо «Севера» также входит его побратим — батальон «Юг», базирующийся в Ведено.
Руководство полком Алибек передал майору Рахману Абдулкадирову, до этого занимавшему должность командира батальона этой воинской части. Так же, как и Делимханов, он служил в «Севере» с момента его образования, награжден двумя орденами Мужества и высшей наградой Чечни — орденом Кадырова.
Разобраться в круговороте убийств и наркоторговли «МК» помогли эксперты.
Артур АТАЕВ, заведующий сектором кавказских исследований РИСИ:
— У нас есть конкретные факты, касающиеся Геремеева, Дадаева, пятничный случай, для Чечни вопиющий... Это поставленный диагноз: правоохранительные органы республики больны, они все чаще оказываются связаны с преступным бизнесом. Имеющиеся сегодня проблемные точки уже в ближайшее время могут привести к еще большим деструктивным проявлениям. В сфере безопасности давно пора провести ротацию кадров. В соседних регионах это постоянно делается: главы региональных МВД, УФСБ, налоговых инспекций и так далее назначаются из федерального центра.
Вадим МУХАНОВ, Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
— Убийство Аюбова и его жены стало прямым следствием заостренной пирамиды власти в республике. Полк «Север» — это одна из основ кадыровской армии, которая формируется по принципу личной преданности и исполнительности. Профессиональные навыки отступают на задний план... Пресечь это можно только через структурные реформы, которые должны затронуть все сферы жизни Чечни. Кадыров может их провести, но он не видит в этом смысла, потому что тогда его безраздельной власти придет конец.