Минувшие выходные выдались жаркими и по-настоящему летними: погода на Истринском водохранилище была прекрасной и безоблачной, и ничто не предвещало беды. 56-летний пилот-любитель Михаил Ермольчев подрабатывал здесь уже неделю — катал за умеренную плату в несколько тысяч рублей на гидроплане Cessna 206 всех желающих. Работал Ермольчев не на себя, а на одного из областных предпринимателей (по некоторым данным, это некий Вадим Дьяченко), который извлекал из «аттракциона» с полетами в разных местах Подмосковья неплохие деньги. Что до Cessna 206, то его пригнали из США, а затем приделали к нему поплавки, превратив из самолета в гидроплан; база машины находилась в Черноголовке.
Впрочем, не один Ермольчев подрабатывал полетами над Истринским водохранилищем: тем же самым, но на вертолете Robinson R44 (также родом из США), занимался и 52-летний профессиональный пилот, именитый спортсмен Вадим Бухтияров. В его копилке было немало достижений — титул мастера спорта международного класса, опыт выступления на чемпионатах Европы по мотопарапланерному спорту и победы в двух чемпионатах мира в составе сборной России. В какой-то момент Бухтияров помимо мотопарапланов решил осваивать и другие летательные аппараты — вначале легкомоторные самолеты, а затем и вертолеты, которые ему безумно нравились. При этом он работал не только воздушным экскурсоводом, но и инструктором на различном воздушном транспорте: ученики от Бухтиярова были в восторге.
В субботу, 8 августа, Ермольчев катал отдыхающих на Истринском водохранилище весь день, наматывая там круги раз за разом. Он стартовал и садился в одном месте — неподалеку от деревни Шевлино. При этом пилот гидроплана, чтобы добавить драйва своим клиентам, то и дело выделывал в воздухе всевозможные рискованные пике и маневры и пролетал низко над отдыхающими, пугая их. Причем, судя по словам очевидцев, так лихачил Ермольчев лишь последние пару дней, за которые отдыхающие даже успели пожаловаться на него сотрудникам Полиция. Впрочем, безрезультатно. Около 7 часов вечера пилот в который раз сел на воду и стал зазывать отдыхающих прокатиться на своем гидроплане. Откликнулись четверо: Лариса и Паэруй Манукян, а также двое детей — 14-летняя Афелия и 8-летний Эрик. Отдав 6 тысяч рублей, компания села в Cessna 206, и Ермольчев пошел на взлет. Гидроплан поднимался в воздух как-то тяжело и неохотно — как бы предчувствуя недоброе. В 19.40 машина наконец выровнялась и полетела вдоль прибрежной линии. Известно, что перед полетом пилот гидроплана не уведомил ни одну службу, а значит, он поднялся в небо фактически несанкционированно.
Примерно в это же время с площадки аэроклуба неподалеку от деревни Лечищево в воздух стал подниматься вертолет Robinson R44 под управлением Вадима Бухтиярова. В нем помимо пилота находились еще три человека: Ольга Багрова, Мамед Резаев и Елизавета (на момент подписания номера в печать ее фамилия не была установлена), заказавшие себе воздушную экскурсию. Бухтияров, напротив, поставил соответствующие службы в известность о том, что будет совершать полет. Набрав небольшую высоту — около 20 метров, — вертолет из-за леса вылетел прямиком к Истринскому водохранилищу. В этот момент наперерез ему уже несся красный гидроплан Ермольчева. По словам очевидцев, летательные аппараты сближались еще несколько секунд перед ударом; при этом вертолет находился ниже гидроплана, но в какой-то момент последний пошел на снижение. Специалисты знают: делать это категорически нельзя — дело в том, что над винтами вертолета образуется зона турбулентности, и самолет, который находится над ним, туда начинает засасывать. Судя по всему, именно так и произошло: лопасти Robinson R44 перерубили одно из крыльев гидроплана, и обе машины моментально рухнули вниз на расстоянии около 500 метров от берега.
Родные погибших в гидроплане видели момент катастрофы, они стали биться в истерике, забежали в воду, кричали... Двое из них сели в весельную надувную лодку и стали грести к месту аварии. Позже их забрали на моторной лодке, а надувная так и осталась плавать в центре водохранилища. Свидетели катастрофы моментально вызвали сотрудников экстренных служб. До их прибытия отдыхающим удалось вытащить из воды 14-летнюю Афелию, ее передали медикам. Девочка была в крайне тяжелом состоянии и, несмотря на все усилия, скончалась.
Когда спасатели прибыли на место аварии, то сразу же столкнулись с трудностями — приближалась ночь, а обломки обеих машин ушли под воду на глубину около 13 метров. Для ведения ночных поисково-спасательных работ на Истринское водохранилище были вызваны водолазы центра «Лидер» МЧС Россия. Операция велась всю ночь и продолжалась до вечера воскресенья; были извлечены восемь тел, но последнего погибшего найти к тому моменту так и не удалось. Обломки летательных аппаратов также были вытащены на сушу. По факту катастрофы заведено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). На аэродроме в Черноголовке были проведены обыски. Экспертам комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следователям предстоит установить причину аварии, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что к столкновению привели некорректные действия одного из пилотов, очевидно, Ермольчева.
Как регулируются полеты малой авиации в России
— Зона полетов малой авиации — ее еще называют зоной G — это пространство до 1200 метров над землей, — рассказывает заслуженный пилот России Юрий Сытник, — диспетчеры воздушные суда там не контролируют, а только предупреждают всех пилотов о том, что движение самолетов и вертолетов там есть. Все, что выше зоны G, контролируется серьезно: там у самолетов есть свои трассы, а расстояние между ними должно быть не меньше 300 метров. Кроме того, для полетов на высоте больше 1200 метров нужно получать разрешения у органов, контролирующих воздушное движение. Такая практика до недавнего момента действовала и в зоне малой авиации — но три года назад наша страна от нее отошла: сейчас пилоту небольшого самолета или вертолета достаточно уведомить диспетчеров о том, что он собирается лететь, и отправиться в путь. Это было сделано для того, чтобы стимулировать использование таких машин в нашей стране. Посудите сами: у нас малая авиация — это примерно 7 тысяч единиц техники, а в США — 225 тысяч! Но за все три года, что новые правила действуют, подобных катастроф еще не случалось.
- Вина за аварию на Истринском водохранилище целиком и полностью лежит на пилотах: может быть, свою роль сыграла невнимательность. Пилот гидроплана кружил целый день, расслабился и не ожидал наткнуться на вертолет, или пилот геликоптера не сумел вовремя собраться (кстати, скорость обеих машин на момент аварии, скорее всего, была около 150 км/ч). Хотя виной катастрофы могло быть и обыкновенное хулиганство: кто-то из летчиков решил сбравировать и пройти слишком близко от другой машины. Не исключен и третий вариант — что гидроплан, что самолет собраны в США. Всегда лучше, когда летательный аппарат обслуживается в той стране, где он произведен. Может, из-за плохого ремонта у одного из участников аварии что-то заклинило и он не смог от удара машину увести... Так или иначе, узнаем это мы совсем скоро: причину аварии в любом случае в ближайшие несколько дней установят эксперты комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Какие места безопаснее всего в самолетах и вертолетах?
— Если брать самолеты, то там лучше всего занимать места как можно ближе к хвостовой части, — рассказывает Александр Романов, специалист по безопасности полетов, — практика показывает, что эти летательные аппараты чаще всего бьются о препятствия носом. Он принимает удар на себя и амортизирует его, поэтому сила такого воздействия в хвосте самолета минимальна. Что касается вертолетов, то там из-за особенностей конструкции какие-то особо безопасные места выделить невозможно. Если брать катастрофу на Истринском водохранилище, то там обе машины рухнули в воду с относительно небольшой высоты — и ее поверхность, в принципе, играла на руку пассажирам. Упади они на землю, на камни, на асфальт — это было бы более рискованно. Другое дело, что столкновение было чуть ли не лобовым, и из-за его характера такой фактор, как вода, сразу же стал второстепенным: шансов у пассажиров и пилотов уцелеть в этой аварии практически не было.