И в ГУФСИН по Нижегородской области и в Следственном управлении СК по Нижегородской области подтверждают, что драка в ЛИУ №3 Краснобаковского района началась из-за конфликта между двумя группами заключенных. Одни из них сотрудничали с администрацией исправительного учреждения.
Следствие выяснило, что бунт начался 6 мая вечером в жилой зоне. Около ста человек организованной группой стали забегать в здания отрядов и избивать других заключенных. Были подожжены два пожарных поста в виде деревянных будок площадью 4 кв м, но возгорание было немедленно локализовано и потушено. В помещения была сломана мебель. Конфликт продолжался примерно с 18.50 до 21.30, после чего обстановка в колонии нормализовалась. Проверка показала, что лица из числа осужденных применили насилие к иным осужденным из мести за оказанное последними содействие администрации учреждения. В результате беспорядков пострадал 21 осужденный, 15 из них госпитализированы, в числе которых восемь человек в средне-тяжелом и тяжелом состоянии, один человек скончался во время операции, еще шесть пострадавших с незначительными травмами находятся в колонии, передает ТАСС.
При этом осужденные не чинили препятствия для вывода из колонии гражданского персонала и сотрудников, поэтому никто из них не пострадал.
В настоящий момент в учреждении работает комиссия ФСИН РФ и надзорные органы, по факту происшествий возбуждено уголовное дело по статье "Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества".
Руководством учреждения была организована беседа с осужденными, которые "высказали пожелание по поводу послабления режима содержания". После этого проведена проверка осужденных, в ходе которой отсутствующих заключенных не выявлено. Спецсредства и физическая сила в отношении осужденных не применялись.
Ранее руководитель проекта gulagu.net, член совета по развитию общественного контроля при комитете ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, Владимир Осечкин рассказал "МК", что конкретно вызвало недовольство заключенных.
— Фактически в последний период на территории ЛИУ-3 существовала так называемая секция дисциплины и порядка из числа заключенных, приближенных к администрации учреждения, которые сами жили на привилегированных условиях и обладали контрольно — распорядительными функциями по отношению к другим заключенным. Родственники заключенных, у кого есть деньги, были вынуждены нанимать персональных адвокатов, чтобы они регулярно ходили и проверяли условия содержания конкретных заключенных. И только это могло уберечь тех от жестокого обращения, пыток, избиений, изнасилований, поборов и вымогательств.
Столь жестокое отношение и подтолкнуло родственников в течение нескольких месяцев обращаться в местную ОНК (Общественно — Наблюдательную Комиссию), в местную организацию «Комитет против пыток». Но и они не смогли в корне изменить ситуацию. Заключенные понимали, что им уже никто не может помочь. Эта безысходность, безнадега и подтолкнули их на отчаянные действия, к массовой акции протеста.
В этом учреждении находятся хоть и заключенные, но в первую очередь, они — больные люди. Сегодня, когда в колонии начались беспорядки, нам позвонили на горячую линию gulagu.net. Мы тут же отреагировали, направили соответствующее обращение руководству ФСИН. По моей информации, первый заместитель директора ФСИН взял под контроль эту ситуацию. Сегодня в ЛИУ — 3 из Москвы выехала комиссия, ее члены будут общаться и с руководством лечебно — исправительного заведения, и с заключенными, и с их родственниками. После этого, я думаю, будут установлены многие существенные факты нарушения прав заключенных. В том числе со стороны администрации и заключенных, приближенных к администрации. Мы, конечно, будем настаивать на возбуждении соответствующих уголовных дел.