Моряки-подводники больше всего боятся рыболовецких траулеров

Ветеран рассказал, что происходит, когда подводная лодка оказывается в объятиях трала

Случившаяся трагедия в Охотском море, где затонул траулер «Дальний Восток», породила немало рассуждений о причинах случившегося кораблекрушения. Одной из первых была версия, согласно которой причиной внезапного опрокидывания нашего рыболовного судна стала подводная лодка, угодившая в его трал. Версия не подтвердилась, но насколько реальна подобная ситуация? – В редакцию «МК» обратился один из наших читателей, бывший моряк-подводник, который поделился собственным печальным опытом.

Ветеран рассказал, что происходит, когда подводная лодка оказывается в объятиях трала

Версия столкновения рыболовецкого траулера с подводной лодкой на первый взгляд выглядит маловероятной. Однако такое все же бывает, к сожалению. И довольно часто, – утверждает ветеран-подводник, капитан 1 ранга Вадим Кулинченко. В подтверждение он рассказал о ЧП, которое произошло с субмариной, на которой он служил.

– Нет для подводников ничего более неприятного, чем проходить в подводном положении через районы активного рыболовного промысла. Максимальная осторожность, осмотрительность, повышенная готовность и все же... «Подводная лодка в сетях рыбаков!» – Однажды и мне самому пришлось испытать такие неприятные минуты, когда наша «Эска» оказалась в сетях.

Было это в начале 1960-х годов. В ту пору советские подводные лодки все чаще стали ходить «за угол» – в Гренландское и Норвежское моря, где рыбаки из разных стран (в том числе и из СССР) успешно «вычерпывали» из глубин богатые сельдяные запасы.

Подлодка проекта 613 «С-344», на которой я служил, участвовала в очередных учениях Северного флота, и ей для действий был определен район в тех самых местах, у острова Ян-Майен. Ночью, когда всплывали на подзарядку аккумуляторных батарей, море светилось, как большой город, от огней рыболовных судов. Но мы огней не зажигали: нельзя было обнаружить себя. Вахтенный офицер и командир с тревогой всматривались в огоньки сейнеров, перемещавшихся вокруг «Эски», постоянно маневрируя.

После зарядки аккумуляторов, лодка вновь ушла на глубину. Я как раз заступил на вахту. Обстановка поначалу была нормальная, но вдруг снаружи по правому борту раздался страшный скрежет металлического троса. Командир Викторий Иванович, едва успевший задремать в своей каюте, уже через считанные секунды был в центральном посту.

Ситуация складывалась скверная.: нос нашей «Эски» начал задираться вверх. Боцман всеми горизонтальными рулями пытался остановить увеличение дифферента на корму. «Стоп правый мотор! Левый малый вперёд! Право на борт!» – скомандовал командир на моторы и руль, используя прием уклонения от минных тросов. Но это не помогло. Подводную лодку с дифферентом около десяти градусов на корму неизвестная сила тащила вверх. Глубина быстро уменьшалась.

«Влезли в рыбацкий трал! – высказал догадку командир. – Нельзя допустить, чтобы рыбаки нас выловили. Нельзя оказаться на поверхности, замотаться в сетях винтами!.. Боцман, левый средний вперед! Рули на погружение!.. Механик, принимать в уравнительную! Штурман, доложить глубину под килём!»

Правым мотором командир опасался давать ход, чтобы не запутаться в тросе, скребущем справа по корпусу. Викторий Иванович предпринял все меры, чтобы лодка начала погружаться, но это не возымело действия. «Эска» по-прежнему упорно стремилась вверх, так что боцман только успевал докладывать уменьшение глубины.

Оставался самый радикальный вариант: заполнить цистерну быстрого погружения. «Заполнить быструю!» – отдал приказ командир. После этого лодка остановилась, вздрогнула и... полетела вниз. Достигнув тридцатиметровой глубины мы начали продувать цистерну быстрого погружения, чтобы не провалиться слишком глубоко: а то ведь под килём километровая глубина. Боцман переложил горизонтальные рули на всплытие. Скорость погружения лодки уменьшилась, но движение вниз продолжалось. Только после принятия еще дополнительных мер, лодка будто нехотя остановилась, замерла и медленно пошла вверх.

Нетрудно представить, какие рывки испытывал рыболовный сейнер при всех этих наших манипуляциях, и какие удивленные лица у рыбаков: что же это за рыба-кит попалась в их сети?!.

Теперь нашей задачей было удержать «Эску» на нужной глубине и, главное, освободиться от трала. Между тем, скрежет от трения тросов о корпус продолжался. Важно было угадать: спереди или сзади рыбаки накинули свой трал на лодку. Чтобы более точно оценить обстановку, требовалось немного зависнуть с выключенными двигателями и оценить динамику движения трала по корпусу.

«Вахтенный офицер! – сказал мне Викторий Иванович. – Прикажите соблюдать тишину в лодке, командирам отсеков по порядку докладывать обстановку с носа в корму.»

Когда смолк шум в отсеках, стало отчетливо слышно, как тросы медленно скользят вдоль всего корпуса с кормы в нос. Скорость «Эски» падала, моторы не работали. Лодка по инерции всплывала, и вновь начал увеличиваться дифферент на корму. Теперь ситуация становилось понятной: на сейнере начали подъем трала и снова потащили им подлодку наверх. То есть нам надо опять всеми мерами загонять корабль на глубину. А главное, – скорее, скорее вылезать из этой ловушки.

Требовалось отвести корму лодки от сетей. Между тем сейнер тоже не бездействовал и предпринимал меры, чтобы вытянуть из глубин морских столь весомый улов. – Скрежет тросов снаружи корпуса усиливался не только по правому борту, но и сверху, и под килём. Наконец, нам удалось удачно сманеврировать и, как только в кормовом отсеке не стало слышно скрежета тросов, командир рискнул: дал обоими моторами самый полный. Буквально через мгновение мы почувствовали, что скрежет исчез, и, значит, лодка освободилась от сетей. Из отсеков неслись бодрые доклады: «Отсек осмотрен, замечаний нет!»

Минут через десять, оценив обстановку, командир решил подвсплыть под перископ. Было уже утро, на море полный штиль. Чуть в стороне видны два рыбацких сейнера. Их команды, как можно догадаться, в это самое время приходили в себя от испуга по поводу испытанных минутами раньше непонятных «сюрпризов из морских глубин». Наверняка они не догадывались, какая «рыбина» только что освободилась от их трала.

Следующей ночью, всплыв в надводное положение и поднявшись на мостик, мы обнаружили следы вчерашнего приключения: все элементы, которые выступают за обводы рубки, заметно деформированы – загнуты в сторону кормы.

«Да-а, большую дыру мы сделали в их трале, – сказал командир и добавил: – Жаль, если на этом сейнере – наши земляки из Мурманска!»

Вот такие ситуации бывают у подводников, когда им по стечению роковых обстоятельств приходиться выступать в роли добычи рыбаков. Здесь – кто кого! Бывали и случаи вынужденного всплытия подводных лодок, вытянутых наверх тралом…

Подготовил Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру