Спасшийся моряк с затонувшего траулера "Дальний Восток" сообщил, что крушение произошло из-за перегруза судна. "Скорее всего, что было много груза, и взяли лишний вес на борт. Рыбы много было", — рассказал журналистам рыбообработчик Анатолий Васильченко. Беседа проходила в порту Корсакова, куда сегодня доставили выживших в крушении и тела погибших.
По его словам, при затоплении сигнал о бедствии не подавался. "Когда крен судно стало давать, народ уже начал сам спасаться. Гидрокостюмы лежали не там, где надо, пришлось их долго искать", — сказал моряк.
Еще один член экипажа рассказал журналистам, что спасательных средств на траулере было достаточно. "Всего хватало, только народ в шоке был и не знал, где что взять", — говорит моряк.
По мнению врио главы Сахалина Олега Кожемяко, к затоплению траулера "Дальний Восток" в Охотском море привела череда ошибок и нарушений. "Это целая череда ошибок, которая привела к катастрофе. Где-то был перегруз, где-то экипаж не обеспечили спасательными средствами, где-то и ошибка экипажа. Трудно сейчас говорить, кто — механики или капитан — принял решение, чтобы не заправлять балластные баки водой. Где-то желание побольше рыбы взять. Это все — цепь ошибок, которая привела к катастрофе", — сказал Кожемяко.
Ранее один из уцелевших моряков 33-летний моторист Дмитрий Дмитриевич рассказал журналистам, что траулер погиб за считанные минуты, а его экипаж до последнего момента не мог понять, что происходит. По его словам, когда корабль вышел в открытое море, ничто не предвещало беды. Аппаратура работала исправно, а погодные условия были не самыми жесткими, поэтому, когда борт накренился, моряки не сразу поняли, что произошло.
Когда начался крен, моряки не были готовы к трагической развязке, поведал Дмитриевич. Многие думали, что все будет хорошо и мы вернемся в исходное положение на воде. В общей сложности траулер кренился минут 30—40, а утонул за считанные минуты. При этом многие остались на борту.
Член экипажа рассказал, как некоторые моряки, оказавшись в экстремальной ситуации, смогли психологически собраться и подготовиться к эвакуации. Их примеру последовали и другие члены команды, которые стали доставать спасательные жилеты, готовить гидрокостюмы и шлюпки. Капитан все это время, по словам выжившего механика, молчал. "Никаких команд от капитана не было", — рассказал он.
Большой автономный морозильный траулер "Дальний Восток", приписанный к сахалинскому порту Невельск (судовладелец - ООО "Магеллан"), затонул в ночь на 2 апреля в Охотском море в 300 км южнее Магадана. На его борту было 132 человека. Интернациональная команда траулера состояла из россиян, украинцев, бирманцев, вануатцев и латвийцев. Спасены 63 моряка, 56 погибли.
Судьба 13 моряков остается неизвестной, однако шансы выжить у них минимальны, даже если они успели надеть гидрокостюмы. Опрошенные РИА Новости специалисты рассказали, что пребывание в ледяной воде в гидрокостюме, не говоря уже об обычной одежде, дольше 15 минут неизбежно ведет к смерти.
Среди возможных причин трагедии называют человеческий фактор, но в целом рассматривается более 10 вероятных сценариев. Возбуждено уголовное дело, идет следствие. В понедельник был задержан заместитель гендиректора компании-владельца траулера "Дальний Восток" ООО "Магеллан" Александр Кудрицкий. Продолжаются поиски гендиректора "Магеллана" Егора Гащенко (которому уже предъявлено обвинение в нарушении правил безопасной эксплуатации судна, повлекшем гибель 56 человек), который по данным СКР скрывается в Южной Кореи.
Как рассказал "МК" экс-руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, руководители компании будут привлечены к ответственности за то, что с разрешения или по прямой команде судовладельца капитан взял на борт 50 с лишним человек, которых оформил как пассажиров. Хотя не имел на это права.
"Что касается самого крушения, то, на мой взгляд, оно произошло из-за ошибка капитана и трал-мастера. Потащили трал, перегрузили пустое судно, оно накренилось, черпнуло воду бортом и ушло кормой как свечка", – сказал Крайний.
По мнению эксперта, капитан не взял на судно балластные воды, необходимые для равновесия, из-за банальной жадности. "На этих типах траулеров нет отдельных емкостей для балласта, в качестве их используют обычные топливные баки. Если, например, взял балластные воды в топливные танки, потом их надо сдавать в порту. В портах есть для этого специальные суда вспомогательного флота, которые подходят и забирают эту воду. За такую услугу надо платить деньги, потому что это замазученная вода. Потом надо еще и драить танки. Это дополнительные расходы, лишние хлопоты. На мой взгляд, в той ситуации надо было просто рубить трал, оставлять его в море вместе с рыбой. Тогда бы судно выпрямилось. Этот траулер не модернизированный, он может переработать и заморозить 60 тонн рыбы в сутки, а они тащили больше 80. По усилиям лебедки это чувствуется. Надо было понимать, что «кусок больше, чем рот»".
Читайте материал: Кишки сельдевой акулы и еда с броненосца «Потемкин»: ужасы траулеров