Напомним предысторию. Днем 16 декабря 68-летний бизнесмен Иван Шервашидзе зашел в гостиницу «Националь». Мужчина не был постояльцем отеля, но знал, что проход граждан туда не ограничен. Иван выбрал уединенное место в коридоре на втором этаже и застрелился из итальянского боевого пистолета марки «Люггер». В гостинице он провел ровно 7 минут...
В саквояже Шервашидзе нашли много финансовых документов, касающихся недвижимости, около 40 тысяч рублей и три действующих загранспаспорта. Беглый просмотр документов позволил сделать предположение, что на суицид коммерсант решился, в том числе, из-за потери денег по причине роста курса валют или долгов.
Среди бумаг обнаружили предсмертную записку, написанную от руки. Шервашидзе просил развеять его прах над Черным или Балтийским морем, не далее 5 миль от берега.
На этом история самоубийцы, как выяснилось, не закончилось. Последнее время Иван жил в квартире, принадлежащей его другу Сергею. Почему он застреллся не там, а в гостинице? Скорее всего, чтобы у жилья не было «кровавой истории» и чтобы его быстрее нашли.
- После его смерти я пришел в квартиру не сразу, - говорит Сергей. - И не сразу стал разбирать вещи Ивана. Было тяжело осознавать, что он умер. Он очень порядочный человек. Уже будучи на пенсии он начал писать книгу - словарь старорусских слов... Но в конце концов надо было вернуть его родным все, что ему принадлежало. В одном чемодане я увидел иконы. Я не большой специалист, но на одной из них узнал изображение Георгия Победоносца. А потом обнаружил две записки, в которых Шервашидзе упоминал, что выкупил их и хотел вернуть в музей, из которого они были похищены. Он просил сделать это вместо него.
Поскольку дело было весьма деликатное (с одной стороны, все имущество принадлежит наследникам, с другой — есть воля умершего), Сергей обратился за помощью к юристам и правозащитникам. К тому же он переживал, что друга самого могут обвинить в хранении краденного.
-Мы пришли к выводу, что покойный не просто не причастен, а наоборот совершил гражданский подвиг, - рассказывает юрист Ильдар Рахматулин. - Мы связались с посольством Абхазии, показали им иконы и передали в рамках международного соглашения о сотрудничестве. Кстати, их опознали священнослужители.
-В 1991-ом году были ограблены многие учреждения Республики, в том числе Абхазский государственный музей, - комментирует работник посольства Татьяна Гулиа. - Иконы находились в его коллекции. По нашим данным, они XVI века, ручной работы и баснословной стоимости. Но предстоит еще сделать экспертизу, которая бы это подтвердила. Шервашидзе, судя по всему, изначально выкупил их у нелегальных владельцев с одной целью — вернуть. Мы очень рады, что он смог это сделать пусть даже после своей смерти. Сейчас иконы в хранилище посольства.
По словам правозащитника Владимира Осечкина (он помогал вернуть раритеты), стоимость икон могла решить все финансовые проблемы бизнесмена. Однако он не предпринял попытки их продать. А сделал красивый благородный жест в конце своего жизненного пути.