Сейчас соседи Татьяны Шмельковой по дому говорят, что давно подозревали неладное. Дескать, еще в субботу во дворе вертелись подозрительные азиаты. Вот тогда бы и сообщить в полицию — глядишь, может, и не случилось бы ЧП.
Семья маленькой Киры — благополучная и вполне счастливая. Татьяна Ивановна живет в Нахабине одна, а сама девочка с мамой и папой прописаны в соседнем Дедовске. Мама Киры — директор фирмы по купле-продаже недвижимости. Школьница проводит у бабушки каникулы, а также ее завозят в Нахабино, если родителям нужно уехать по делам. Так случилось и в понедельник. Но мирный вечер бабушки и внучки прервал звонок в дверь. Рассказывает соседка Шмельковой:
— В тот момент я болтала по мобильному телефону, услышала какой-то крик, стук, но подумала, что это Кира что-то уронила, — вспоминает женщина из квартиры №86. — И тут звонок в дверь: «Лен, это я, Таня». Это была бабушка Киры.
— Она была одна?
Татьяну сопровождал военный, а на лестничной клетке было полно полицейских. Таня была встревожена. Дословно сказала, что в квартиру ворвался человек, приставил пистолет и выгнал ее из квартиры. У нас в коридоре, как назло, лампочка перегорела, было темно, вот она и открыла дверь. К тому же он представился почтальоном.
Позже выяснилось, что загадочный визитер — Рустам Одилов из Ташкента 22 лет от роду — не только представился почтальоном, но и стал совать в лицо Шмельковой планшет с фотографией некоего мужчины: дескать, не знаете ли вы такого? Но это был лишь трюк, чтобы проникнуть в квартиру. Рассказывает сотрудник полиции, участвовавший в операции по освобождению:
— Я был у двери вместе с полицейскими. Он приоткрыл ее и пропустил ребенка немного вперед себя. Девочка смотрела на нас, а поверх ее головы на нас был направлен пистолет. На самом деле в эту секунду был сильный соблазн схватить его за руку и вытащить из квартиры. Но безопасность ребенка превыше всего.
— О чем вы говорили?
— Он требовал, чтобы мы ушли, оставили его в покое. Хотя бы на полтора часа.
— А что должно было случиться через полтора часа?
— Он сказал, что приедет человек (он называл его заказчик) и все решит. Обещал, что, если мы не будем дергаться, никто не пострадает.
— Вам он показался адекватным?
— По разговору с ним я понял, что он волнуется. Явно что-то пошло не так в его плане. Но мне кажется, в тот момент он понял, что реально зашел не по тому адресу. Собственно, то, что он неадекватен, доказывает тот факт, что он в истерике стал стрелять в полицейских, когда они начали захват, при этом стрелял он, как выяснилось в итоге, из пневматического пистолета.
Но до этого прошло 4 томительных часа. Преступник то угрожал, что убьет девочку даже в случае выкупа, то пил коньяк, то жег свой паспорт (обуглившийся документ нашли в туалете). В переговорах участвовал лично министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Можно только представить себе, что переживала Кира. Чтобы приободриться, она все время держала на руках свою любимицу, маленького йоркшира. В какой-то момент Одилов заставил девочку подойти к окну — тем самым доказывая, что ребенок жив. Справедливости ради заметим: через дверь школьница сказала: «Дядя хороший, меня не обижает».
В 22.40 спецназовцы ФСБ вломились в квартиру с двух сторон — через окно (на минуточку, 9-й этаж) и дверь. Захватчика обезвредили точными выстрелами по ногам. Девочка не пострадала.
Вчера врачи полдня спорили, можно ли перевезти раненого Одилова из больницы в суд. Решили все же оставить его в палате. «МК» выяснил, какие показания дал захватчик. Как рассказала нам официальный представитель ГСУ СКР по Московской области Ольга Врадий, он пояснил, что совершил преступление с целью ограбления. По нашим сведениям, квартиру Рустам выбрал по красивой железной двери. А увидев внутри ребенка, запаниковал. Правда, соседи высказали более экзотическую версию — мол, одна девушка пригласила узбека к себе домой, но решила «продинамить» и назвала чужой адрес. А Одилов, поняв, что его обманули, разозлился и дальше действовал по наитию.
Интересно, что нашлись и те, кто косвенно оправдывает задержанного. Вот что сказал «МК» представитель узбекской диаспоры в Москве Усман БАРАТОВ:
— По моему опыту, узбеки решаются на подобные действия, когда доведены до отчаяния. Например, им не заплатили денег за работу, которая выполнена. Недавно ко мне обратился узбек, проработавший водителем на «Газели» 10 лет. Ему полгода не платят зарплату, он находится на грани выживания. В общем, Одилов просто так взять девочку в заложники не мог.
А жители Нахабина предложили поддержать морально Киру и скинуться на подарок — огромного плюшевого мишку. Игрушку вручат накануне Нового года. В самом деле — с праздником детей должен поздравлять Дед Мороз, а не отчаявшийся террорист.