«Я не могу дышать!»: в США новые акции протестов на расовой почве

Черная Америка стонет и негодует

«Я не могу дышать!» — эти слова прогремели в прошлую среду по всей Америке — где со слезами на глазах, где с ненавистью во взгляде, где как мольба, где как грозный вызов. Слова эти шли из Нью-Йорка, поджигали как траву фейсбук и твиттер. Вились как знамена над Таймс-сквер и Юнион-сквер, пытались ворваться на площадь Колумба и в Рокфеллер-центр, где в это время зажигали гигантскую рождественскую елку.

Черная Америка стонет и негодует

«Я не могу дышать!» — неслось со Стейтен-Айленд, по мосту имени Роберта Кеннеди и Линкольн-туннелю и, наконец, вырывалось на широкие просторы Америки — от Капитолийского холма в Вашингтоне до улочек Окленда в Калифорнии… 17 июля этого года на Стейтен-Айленде беспомощный толстяк-негр Эрик Гэрнер, которого полиция задержала, заподозрив в нем незаконного продавца сигарет, поднял руки вверх и стал молить копов не прикасаться к нему. Но один из них подкрался к нему сзади и сделал ему удушающий прием и бросил его на землю. (Кстати, этот прием уже давно официально запрещен полицейским для применения против задержанных). Последние слова Гэрнера, 43-летнего афроамериканца и отца 6 детей, были: «Я не могу дышать! Я не могу дышать!» Он скончался, когда его привезли в госпиталь. И вот в прошлую среду Большое жюри вынесло свой вердикт и снова он гласил «не виновен», как в Фергюсоне, где белый полицейский Вильсон застрелил черного юношу Брауна. Но на сей раз вердикт был куда более вопиющим.

В случае убийства Брауна показания свидетелей разделились. Одни говорили, что Браун напал на полицейского и тому пришлось стрелять. Другие говорили: Вильсон застрелил Брауна, хотя ему и его жизни ничего не грозило. Никаких неотразимых доказательств ни одна сторона выдвинуть не могла. Единственное, что говорило об убийстве, было то, что Вильсон стрелял в Брауна на поражение в голову, хотя мог его лишь ранить.

История на Стейтен-Айленде выглядела совсем по-другому, хотя бы уже потому, что момент удушения Гэрнера был снят на мобильник одним из прохожих. Видео никакого сомнения не оставляло: имело место убийство. Полицейский Даниэль Панталео подкрался сзади к Гэрнеру и применил запрещенный удушающий прием. (В дальнейшем он ссылался на то, что его обучали этому приему в полицейской академии). Сжав шею Гэргера, полицейский бросил его на землю. Все это было заснято на видео и тут же показано по интернету по всей планете. Присяжные, разбирая дело об убийстве Гэрнера неоднократно смотрели это видео и у них не должно было быть никаких сомнений, что имело место убийство. Тем не менее, вердикт Большого жюри гласил «не виновен».

Как только весть об оправдательном вердикте разнеслась по Нью-Йорку в разных местах этого огромного города началось брожение. На одном из митингов выступила жена погибшего Эсоу Гэрнер. Сквозь слезы она говорила: «Борьба еще не закончена. Она только начинается. Я полна решимости добиться справедливости в деле моего мужа. Он не должен был бы убит. Он должен был быть вместе со мной здесь, празднуя День благодарения и рождество, как и все остальные, вместе со своими детьми и внуками. Но он этого сделать не может. Почему? Потому что его задушил полицейский. Полицейский, которому платят за то, чтобы он защищал правое дело, совершил преступление. И вот сейчас его за это не наказывают. Но я уверена, что мой муж умер не напрасно. Пока я могу дышать и пока в моих венах течет жажда жизни, я буду бороться до самого конца».

Толпа, собравшаяся вокруг вдовы, скандировала: «Нет справедливости!» «Нет мира!» «Долой расистскую полицию!»

После жены убитого, выступила его мать Гвен Кэрр. Она призывала людей к демонстрациям протеста, однако все время подчеркивала, что демонстрации протеста должны проходить мирно. И действительно, на удивление все демонстрации протеста проходили мирно, не было никаких хулиганских выходок, краж, погромов. Люди садились на землю, на тротуары и мостовые, а иногда ложились на них со словами: «Фергюсон везде!» Стоя перед тем самым магазином на Стейтен-Айленде, где был задушен его сын, отец Гэрнера Бен говорил: «Мы требуем справедливости для Эрика. Мы ничего не разрушаем. Мы ничего не поджигаем, наша проблема — это полиция. Вот это все, чего я прошу».

Необходимо остановиться на позиции мэра Нью-Йорка Билла де Блазио. Он был избран сравнительно недавно. За него голосовали либеральные и прогрессивные жители Нью-Йорка, а также его национальные и расовые меньшинства. Следует сказать и то, что де Блазио женат на негритянке. Его жена и двое детей — сын и дочь принимают активное участие в борьбе негритянского населения Нью-Йорка за равноправие. (Замечу, что сам мэр белый).

Де Блазио подверг резкой критике решение Большого жюри. Он сказал, что это решение «вызвало ощущение национальной боли, национальный момент горя и поисков выхода из создавшегося положения».

Что касается самого убийцы-душителя полицейского Панталео, то он сделал такое заявление через Ассоциацию полицейских: «Я стал полицейским для того, чтобы помогать народу и защищать тех, которые сами не могут защитить себя. Я никогда не хотел нанести кому-нибудь ущерб и я чувствую себя очень плохо в связи со смертью мистера Гэрнера. Мое семейство и я всегда, включаем его и его семью в наших молитвах. Я надеюсь, что его семья примет мои личные соболезнования в связи с их потерей».

Вот такие слова. Думайте о них как хотите.

Вполне понятно, что Белый дом и министерство юстиции США были немедленно осведомлены и о вердикте Большого жюри и о том, какую реакцию он вызвал в Нью-Йорке и в США.

Президент Барак Обама заявил, что ни он, ни министр юстиции Холдер не откажутся от усилий решить проблему расовой напряженности, которая существует между правоохранительными органами и национальными и расовыми меньшинствами по всей стране. Президент сказал, что это дело всех американцев, независимо от их расы, религии, вероисповедания, цвета кожи и т.д. Он подчеркнул, что это «американская проблема, а не просто проблема черных или коричневых, или американских индейцев. Это проблема всех американцев и к тому же, поскольку не все американцы пользуются равными правами в рамках закона, то это и проблема президента, который обязан помочь решить ее». Кстати, Обама произнес эти слова на шестой ежегодной конференции в Белом доме, созываемой вместе с представителями индейского населения Америки.

Обама заявил, что он только что разговаривал с министром юстиции Холдером и пришел к заключению, что дело не будет пущено на самотек. Ответственность правоохранительных органов перед населением будет восстановлена.

Министерство юстиции уже приступило к расследованию дела Гэрнера. Смысл расследования сводится к тому: не были ли правоохранительными органами нарушены гражданские права погибшего. Об этом решении министерство юстиции его глава объявил на экстренном заседании своего министерства в среду. Он сказал: «Этим днем я разговаривал с вдовой Эрика Гэрнера и сообщил ей и ее семейству о нашем решении расследовать потенциальные нарушения федеральных гражданских прав. Кроме того, я находился в контакте с президентом Обамой и мэром де Блазио по данному вопросу. Прокуроры будут проводить независимое последовательное расследование».

Возвращаясь к Белому дому. Президент Обама заявил, что в отличие от недавней трагедии в Фергюсоне видеодоказательство в деле Гэрнера существует и оно влияет на весь ход дела.

Белый дом поддержали и на Капитолии. К президенту присоединилась делегация конгрессменов, которые представляют штат Нью-Йорк. Среди выступавших были сенатор от штата Нью-Йорк Шумер и другие сенаторы и конгрессмены. Они потребовали от министерства юстиции начать рассмотрение дела об убийстве Гэрнера «так быстро, как можно». Конгрессмен Чарли Рэнгель дал пресс-конференцию. На ней он сказал: «Мы должны вырвать рак расизма из нашего организма, вырвать и вырезать однажды и навсегда».

Это, конечно, легче сказать, чем сделать. Но одно совершенно ясно: черная Америка больше не может дышать воздухом несвободы.

 

Миннеаполис.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26691 от 5 декабря 2014

Заголовок в газете: «Я не могу дышать!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру