Однако российские авиаэксперты, к которым за комментарием обратился «МК», практически единогласно усомнились в достоверности информации главы МИД Нидерландов.
Вот, например, что по этому поводу рассказал «МК» гендиректор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член Всемирного фонда «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко:
- Давайте начнем с самого начала: во-первых, «Боинг» был сбит – об этом уже не спорят. Сколько дней прошло с момента, когда на место его падения попали расследователи? На 4-й день там только появились силы МЧС Украины, а расследователи еще позже. По многочисленным кадрам, что мы все видели и по телевидению, и в Интернете, было ясно, что за это время никакого оцепления вокруг места трагедии не было.
Второе: информации о пассажире в кислородной маске нет в предварительном докладе комиссии по расследованию, который я тщательно изучил.
Третье: самолет, как следует из этого доклада, разделился на несколько частей в воздухе. Даже если перед кем-то из пассажиров и выпала маска, и он ее успел надеть на себя, то это не могло ему ничем помочь: самолет разрушен, централизованная система подачи воздуха пассажирам, соответственно, тоже: кислород подаваться в нее просто не мог.
Четвертое. Мгновенная разгерметизация на высоте 10000 метров означает две вещи: пассажиры и члены экипажа попадают в температуры ниже 50 градусов по Цельсию и происходит мгновенное обморожение конечностей, тем более, когда люди падают, создается сильнейший встречный поток. Другой фактор: на этой высоте очень разряженный воздух, для дыхания не хватает кислорода и, при попадании в исключительно низкое давление, у человека происходит выделение азота в кровь – то, что называется «кровь закипает». Это все случается в течение очень короткого промежутка времени, и человек погибает почти сразу.
Пятое: ускорение падающего тела – если вспомнить физику шестого класса – это 9,8 м/сек. И вдруг легкая маска (а мы все видели, когда сами летали это нежное пластиковое устройство в руках проводников) не сдувается ветром при такой скорости падения? Вряд ли.
Однако если все же предположить, что эта информация – правда, и кому-то из пассажиров удалось успеть надеть маску, и при падении она даже осталась на нем, потому что он находился в той части фюзеляжа воздушного судна, которая представляла собой более-менее цельный кусок, то все равно: маска в данных условиях спасти его не могла. Он, как и все, погиб сразу же в воздухе.
А потому была на пассажире маска, или нет, это вопрос, скорее этического порядка: долго ли мучились люди во время катастрофы? Что само по себе, конечно ужасно. Но такая информация никаким образом не дает нам ответа на основной вопрос: кто стрелял по самолету?