341-й скорый ушел в свой традиционный рейс под управлением машиниста Антона Иванова в 11.35. Заполнен он был процентов на 70, всего примерно 380 пассажиров. Основной контингент — украинцы и молдаване либо те, кому понадобилось в соседние республики по делам. Но состав даже не успел доехать до первой остановки в Малоярославце. В 12.43 на него... упал другой состав! Как рассказали очевидцы, товарняк, везший в Москву из Румынии запчасти к Reno Duster, начал подпрыгивать на небольшой дуге неподалеку от станции Бекасово еще до встречи с 341-м. А когда поезда поравнялись, контейнеры упали на седьмой вагон. Будто вскрыв его гигантским мачете.
Именно этот вагон был переполнен. Люди просто еще не успели пойти в вагон-ресторан, только-только разложили вещи и заказали чай... И вдруг — страшный скрежет, толчок, все куда-то летит. Скорость пассажирского поезда была 95 километров в час, товарного — 40 км/час. Можно себе представить силу удара.
— Все мельтешило перед глазами, с потолка падала обшивка, — рассказала «МК» одна из пассажирок. — Меня придавило чемоданом. Думала — все, конец. Спасло, что быстро вытащили.
Рядом с местом крушения — поселок, жители уже через пару минут прибежали. Потом подтянулись «скорая», полиция, спасатели. На место выехал глава МЧС Владимир Пучков, представители Следственного комитета и транспортной прокуратуры.
— Елена Жолубя. По буквам — «железка», «откос», «локомотив»... — на «автомате» врач фамилию расшифровывает железнодорожными терминами. — 32 года. Сочетанная травма. Везем в Наро-Фоминск…
Игоря Декало вертолетом направляют в 7-ю горбольницу Москвы. Он «тяжелый». Всего в столицу госпитализированы семеро, в том числе один ребенок.
В ОАО «РЖД» оперативно был создан оперативный штаб по ликвидации последствий происшествия на Московской железной дороге под руководством старшего вице-президента Анатолия Краснощека, сообщили «МК» в пресс-службе компании. Для ликвидации последствий подняты 3 восстановительных поезда со станций Бекасово-1, Москва-Смоленская, Калуга.
На обслуживание жертв трагедии брошены все медицинские силы Наро-Фоминского района. «Не приведи Господь у кого-то из горожан сердце прихватит, — мрачнеет медсестра из Апрелевки. — У нас все «скорые» тут, ему на своих двоих придется до больницы бежать».
— Вот и не верь в мистику, — местный житель нервно закуривает. — Тут ведь в паре километров отсюда уже была катастрофа. Летом 1998-го, не помните?..
Помним, конечно. 16 лет назад тоже в Бекасове ремонтная дрезина, выезжая с второстепенного на главный путь, ударила в бок... электричку! Ничего не напоминает? Тогда хвостовой вагон электропоезда выбросило на встречный путь, по которому в свою очередь мчалась электричка из Москвы. Такая вот куча-мала. Погибли всего четверо: столкновение произошло ранним утром, пассажиров в вагонах не было.
Вдоль полотна бродит растерянный машинист товарняка. Ему теперь не позавидуешь: в адрес солидного мужика уже бросили не одно бранное слово. Это неудивительно: у катастрофы неожиданно появился политический подтекст. Поезд-убийца — из Украины, контейнеры обслуживала киевская транспортная компания «Лиски». По предположениям путейцев, вагоны производил Кременчугский сталелитейный завод. Что происходит сейчас в несчастном Кременчуге, мы каждый день узнаем из военных сводок.
На всякий случай набираем номер приемной директора завода — без особой надежды. И — о чудо: на том конце — испуганный женский голос. Секретарша. Но поговорить о вагонах не получается. «Вы что, мы не работаем!» — и короткие гудки.
Собственно, версий катастрофы — четыре. Самая вероятная — проблема с подвижным составом (тут есть и две подверсии, о которых чуть ниже); самая маловероятная — отрыв незакрепленного контейнера (поезд прошел уже много поворотов, почему контейнер слетел именно здесь?); самая странная — лопнувший рейс (ее озвучил Дептранс, но у него, видимо, сугубо законспирированные источники). «МК» проверил основные предположения.
— Вот он, 68-й километр Киевского направления, — Михаил показывает на схеме то самое место, где случилась трагедия. — Смотрите, тут кривая идет, а еще подъем на Бекасово. Из-за этого товарняк и мог накрениться настолько, что сошел с рельсов и зацепил пассажирский поезд.
Михаил — машинист той самой бекасовской бригады, которая управляла злополучным товарным поездом. Он сам во вторник не работал и об аварии узнал из новостей. Сначала очень удивился.
— Я через этот перегон проезжаю регулярно, — говорит он. — В целом там дорога не критичная, резких поворотов, подъемов и спусков нет. Но вот именно 68-й км — немного проблемный. Но, повторюсь, совсем немного. Если бы поезд не накренился, то ничего бы не случилось.
— Что же произошло? Может, поезд был перегружен?
— И подозрения, что товарный поезд был перегружен, тоже абсурдные, — добавляет он. — Никто бы не пошел на перегруз, поскольку вес проверяется по пути следования несколько раз.
Товарный поезд весил как минимум 2200 тонн. Контейнеры опечатаны, и даже после удара они не были так сильно повреждены, чтобы их содержимое вывалилось наружу. Впрочем, не в них дело.
— Вот две причины, которые, вероятнее всего, спровоцировали трагедию, — рассказали «МК» на станции Бекасово-Сортировочное. — Первая — излом боковой рамы тележки вагона. Такое случается, к счастью, только с грузовыми поездами, но достаточно часто. Два года назад в Амурской области как раз из-за излома боковой рамы грузовой тележки произошло серьезное крушение поезда: сошли с рельсов 17 из 68 вагонов, которые везли в цистернах нефть.
Почему ломается боковая рама? Во многом это связано с тем, что заводы-изготовители производят бракованную продукцию, которая тем не менее проходит контроль и поступает в эксплуатацию. Разрушить боковую раму может малюсенькая трещина, которая, в свою очередь, напрямую связана с внутренними литейными дефектами. И что самое неприятное — дефект может быть в зоне, невидимой для осмотрщиков вагонов.
— Вторая вероятная причина — излом автосцепного устройства (того, что соединяет вагоны), — продолжают железнодорожники. — На протяжении последних двух лет такие случаи происходят все чаще. По нашим данным, в этом году их было пять, но к трагедиям они не привели, потому что поезда стояли, а не ехали. Механизмы старые, изношенные…
Если вагон отцепится на скорости, то, по словам машинистов, произойти может что угодно. И тут все зависит от дороги. Ели она накреняется, то и отцепившийся вагон будет заваливаться и сойдет в конце концов с рельсов. Что и могло произойти в данном случае.
Судя по всему, наши железные дороги к трагедии в Бекасове причастны только одним боком — боком изуродованного седьмого вагона поезда Москва—Кишинев. Но все наши собеседники единодушны: проблема износа составов все равно есть, и не обращать на нее внимания только потому, что можно списать вину на коллег с Украины, — глупо.