Освещавшего референдум о статусе Донецкой области журналиста "Новой газеты" Павла Каныгина задержали 11 мая около одиннадцати вечера в городе Артемовске. Представители местных сил самообороны утверждали, что у корреспондента не было необходимой аккредитации, а в его личных вещах обнаружили "материалы негативного характера против Донецкой Народной Республики". Сам Каныгин обратился к своим коллегам за помощью в освобождении из плена. По некоторым данным, SMS, в которых он сообщил о своем похищении и о том, что похитители за его освобождение требуют выкуп, отправил сразу нескольким своим коллегам.
В понедельник днем активисты Донецкой Народной Республики его освободили. Как рассказал РБК сам Павел Каныгин, перед похищением его привели на главную площадь Артемовска в Дом культуры, где проходил подсчет голосов референдума. Там ополченцы стали предъявлять ему обвинения в том, что он является бойцом "Правого сектора" и "засланником Госдепа". Несколько человек напали на корреспондента и нанесли ему ряд ударов по голове.
Удерживающие журналиста в заложниках люди в масках и с оружием решили отвезти его в Славянск, где, по их словам, с ним должны были пообщаться "офицеры ФСБ", однако до Славянска они не доехали, остановившись на одном из блокпостов, где у Каныгина забрали все вещи, телефон и кредитные карты, при этом оставили ему ноутбук. По словам журналиста, ополченцам особенно не понравилось, что у него с собой оказалось обращение одного из одесских депутатов к российским деятелям культуры: активисты сочли это лишним доказательством того, что Каныгин "является шпионом". Кроме того, ненависть у ополченцев вызвали его гостиничные чеки из Одессы, из которых следовало, что его номер стоил 500 гривен в сутки.
На блокпосту его удерживали в течение нескольких часов, после чего "скрутили и засунули в машину", затем его отвезли в какое-то удаленное от оживленных трасс место. Сначала ополченцы заявили корреспонденту, что могут обменять его на своих соратников, арестованных украинскими властями, а затем решили потребовать за него выкуп в размере 30 тысяч долларов.
Как рассказал Каныгин, его везли в машине по направлению к Горловке, но очнулся он уже в одной из гостиниц Донецка, причем позже выяснилось, что ополченцы оплатили 12 часов его пребывания в отеле. В настоящее время с журналистом все в порядке - он находится в Донецке и ждет, когда за ним приедут коллеги.
Между тем, представители Донецкой народной республики заявили, что похищение журналиста — это дело рук бандитов или провокаторов, которые хотят дискредитировать донбасское ополчение. "Требовать выкуп — это не наши методы, ополчение никогда до такого не опустится. Если требуют выкуп — то это, скорее всего, или провокаторы, которые хотя дискредитировать нас, или просто бандиты с большой дороги, которые прикрываются именем ополчения", - приводит "Интерфакс" слова сопредседателя правительства ДНР Мирослава Руденко.
"В данный момент возникло большое количество группировок, которые копируют ДНР, но не являются таковыми. Ни одно из требований ДНР при задержании лиц не включало в себя денежных требований. Когда происходит задержание лиц, то оно происходит с целью дальнейшего обмена на задержанных со стороны так называемых киевских властей", — пояснил он интернет-изданию Slon.