— Вы больше 30 лет занимаетесь проблемами детей с нарушениями психического развития. Что изменилось за это время?
— В первую очередь изменился окружающий мир. Условия, в которых живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым совсем иные. С одной стороны, технический прогресс принес в жизнь много нового и полезного. С другой — техногенные “радости” и социально-экономические катаклизмы оборачиваются большими бедами. Специалисты отмечают, что неуклонно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз! Это лишь 10% детей, поступающих в школу. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, обнаружены отклонения в состоянии здоровья. У 12—19% детей дошкольного возраста — выраженные формы психических расстройств. И еще 30—40% входят в группу риска по развитию психических нарушений. Цифры говорят сами за себя.
— И в чем причины этой безрадостной ситуации?
— Одна из главных — ухудшение экологии. В таких мегаполисах, как Москва и Петербург, на здоровье людей влияют запыленность, химическое загрязнение воздуха, почвы и воды, высокий уровень шума...
— Но медицина и специальная педагогика тоже не стоят на месте…
— Дети с проблемами в развитии обучаются в специальных школах и детских садах, в специальных классах, которые открываются при массовых школах. Дефектологи и психологи занимаются коррекционным обучением, воспитанием и развитием психики ребенка.
— Если честно, их работа успешна? Можно ли преодолеть умственную отсталость ребенка упорными занятиями?
— Все зависит от степени тяжести нарушений и их характера. Легче всего поддаются недостатки, не связанные с поражением нервной системы. Например, родители обращаются к логопеду, если ребенок говорит неправильно или совсем не произносит некоторые звуки. Иногда эти недостатки легко устранить. Но есть случаи, когда к органам речи не поступают нужные нервные импульсы. В этом случае требуется длительная и сложная логопедическая работа.
Причина же умственной отсталости — тяжелое поражение мозга. Степень отставания может быть различной. Но, к сожалению, даже легкая умственная отсталость необратима. Это не значит, что бесполезно обучать такого ребенка. Дети с легкой и умеренной умственной отсталостью могут учиться по программе специальной школы. Они, как и все, изучают русский язык, математику и географию, но самое важное для них — освоиться в быту и в ближайшем окружении. Научиться ухаживать за собой, за своей одеждой, поддерживать порядок в комнате, делать покупки, готовить еду, общаться с другими людьми. Этому учат на специальных уроках.
— Как говорится, терпение и труд все перетрут?
— Именно так. Трудовой подготовке в любой коррекционной школе уделяют особое внимание. В этом основная ценность специального образования. Например, в Пскове есть Центр лечебной педагогики, которым руководит Андрей Царев. Уже 16 лет центр работает с детьми с тяжелыми нарушениями развития, которые раньше считались необучаемыми. При нем созданы производственные мастерские.
— Специальные школы как-то делятся по видам нарушений?
— Всего восемь видов коррекционных школ. Есть для детей с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата. Есть и школы для детей с недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. А детей с тяжелыми проблемами, особенно с комплексными нарушениями (например, ДЦП и недостатки зрения, умственная отсталость и патология слуха), в эти школы могут не принять. Раньше таких детей вообще считали необучаемыми. Но за последние 10—15 лет создаются различные учреждения, например, школы надомного обучения. Не так давно “тяжелых” детей не принимали в дошкольные группы. Но сейчас детские сады посещают ребята с синдромом Дауна, с аутизмом, с тяжелыми формами ДЦП, дети с комплексными нарушениями. Для них могут создаваться группы не только 12-часового, но и кратковременного пребывания. “Особые” дети приходят на занятия с мамами, что очень важно не только для того, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях, но и для того, чтобы мама научилась грамотно с ним заниматься.
Вообще родителям следует активнее обращаться не только к врачам-педиатрам, а обязательно и к детским неврологам и психиатрам. Чем раньше выявлены проблемы в развитии, тем эффективнее лечение и специальное обучение.
— Говорят, что в творчестве — спасение. Например, известен театр “Простодушные”, где все актеры — с синдромом Дауна.
— Да, я сама хожу на фестиваль особых театров, организованный в 2001 году общественной организацией “Круг”. Среди участников как зарубежные “особые” театры, так и коллективы со всей России. В этих театрах играют люди практически со всеми типами нарушений. Но, на мой взгляд, проблема организации досуга и общения молодежи и взрослых людей с ограниченными возможностями остается нерешенной.
— Сейчас много внимания уделяют инклюзивному образованию. Как вы к нему относитесь?
— Инклюзивное образование предполагает включение детей-инвалидов в массовую школу или в дошкольную группу. Для кого я вижу реальную пользу, так это для нормально развивающихся детей и их родителей. Малыши-дошкольники учатся общаться и играть с особым ребенком, дружить, заботиться о нем. Родители и педагоги начинают воспринимать таких детей без брезгливости и пренебрежения. Это прекрасный нравственный тренинг. Что же касается героев нашей беседы, здесь нужно сто раз подумать: не навредим ли мы проблемному ребенку, действительно ли создадим ему необходимые условия? Я считаю, что инклюзивные формы возможны при организации совместных досугов, развлечений, тематических праздников. Когда детей можно объединять общим делом. Например, чтобы они вместе рисовали или сделали театральную постановку.
А специалисты должны работать с небольшими группами детей и с каждым конкретным ребенком, который нуждается в специальной помощи.
— Что вы можете посоветовать родителям детей с задержкой психического и речевого развития?
— В чем точно не ошибется любая мама — прежде всего надо принять и полюбить ребенка со всеми его проблемами. Любовь, теплые эмоции и улыбки, поглаживания, игры с элементами гимнастики пойдут на пользу любому малышу. Конечно, одной любви мало. Поэтому не следует избегать помощи специалистов. Если у ребенка нет тяжелых нарушений, а лишь несколько задерживается психическое и речевое развитие, не нужно терять время и ждать, когда все “само вырастет”. Сама растет только сорная трава. Поэтому рисуйте, лепите, играйте с ребенком. Хорошо развивают игры с переодеванием и инсценировками. Многие родители прежде всего стремятся научить ребенка читать и считать. И очень огорчаются, если он никак с этим не справляется. Успокойтесь, это не главное! Для малыша прежде всего полезны игры с песком, водой, глиной, тестом. Лучше не тратить деньги на покупку бесконечных машинок или “человеков-пауков”, а покупать игры для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук. А правильно подобрать игры и упражнения с учетом уровня развития ребенка и характера его нарушений помогут специалисты-дефектологи.
СПРАВКА "МК"
Сколько в России детей-инвалидов, подсчитать до сих пор точно не удалось. В 2002 году в России насчитывалось 620 342 ребенка-инвалида. Официальная статистика Пенсионного фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 человек. Между тем врачи уверяют, что эта цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность гораздо печальнее: миллион или даже полтора миллиона. Дело в том, что данные Пенсионного фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, но не все родители регистрируют детей-инвалидов.
В каждом округе Москвы действуют центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, например, в Центральном округе — “Тверской”, “Гармония”, в Северо-Восточном — “Северо-восток”, “Феникс”, на Юго-Западе — “Раменки”, в Северном округе — “Надежда”. В Москве открываются “Лекотеки” для реабилитации и психолого-педагогической помощи детям от рождения до 7 лет.