Работа не волк, в лесу не найдешь

Корреспондент  “МК” влез в шкуру молодого специалиста, жаждущего трудоустроиться

В России продолжается эра работодателя. Претенденты на вакансии проходят невероятно жесткий кастинг, и отказ от места может быть мотивирован даже тем, что у вас “неправильный” знак зодиака.  

Корреспондент “МК” решил испытать на собственном опыте, каково это — быть выпускником вуза в кризисный год, и получил массу полезной информации о том, как не надо устраиваться на работу. А заодно выяснил обстановку на рынке труда сейчас.


Выпускница престижного экономического вуза, обладательница красного диплома Лера, едва зайдя на собеседование в богато отделанный дубом кабинет, услышала вопрос: “А какой у вас знак зодиака?” “Близнецы”, — ответила ошарашенная девушка. И седовласый директор тут же объяснил ей, что, к сожалению, она не подходит, так как он набирает команду людей с определенным набором характеров. И Близнецы ему совершенно противопоказаны.  

И этот пример не единственный. Выпускница юрфака МГУ Вика, имея за плечами годичный опыт работы по специальности, бесстрашно ринулась покорять работодателя. Однако суровая действительность шарахнула по голове довольно быстро. В первой же конторе Викторию забраковали за то, что у девушки “ни мужа, ни жениха”. “У вас ветер в голове, — объяснили соискательнице. — Вы будете слишком много времени тратить на поиски спутника жизни, а работу задвинете на второй план”. 

Отправившись на второе собеседование, Вика учла промах и гордо заявила, что возлюбленный у нее есть и вскоре для них сыграет марш Мендельсона. И снова получила от ворот поворот! “Раз у вас так все серьезно, значит, скоро вы начнете рожать детей, — завистливо сверкнула глазами кадровичка. — А кризис — не лучшее время держать сотрудниц в декрете”.  

После фиаско некоторых знакомых корреспондент “МК” решила притвориться соискателем и отправилась искать работу через рекрутинговое агентство.

Синдром розовых ногтей

Окончив юридический факультет в этом году, я идеально подходила на роль молодого специалиста. На время “забыв”, что уже работаю в “МК”, пришла в кадровое агентство на собеседование. Выбрала рекрутинговую компанию в центре Москвы и отправила туда свое резюме на интересную для меня открытую позицию помощника юриста. Солидный сайт, офис в центре внушили доверие.  

Разговор состоялся с руководителем отдела по персоналу моей специальности Юрием Дорфманом. Сначала предложили заполнить анкетку — личные и паспортные данные, опыт работы и последняя заработная плата. Юрий отметил, что отсутствие опыта работы — большой минус. И перешел к расспросам о дипломной работе. Интересовало все: актуальность, законы, которые были использованы, и объем. Дальше — проверка знаний английского языка. Мне было предложено не просто поговорить на иноземном наречии, но еще и написать эссе по юридическому вопросу с использованием специфических терминов и оборотов. Как только я закончила, Юрий стал прощаться: “Мы с вами свяжемся”. Услышав кодовую фразу, означающую полный провал, я решила рассекретиться и узнать, почему мне было отказано.  

— Раз уж у вас нет опыта, в анкету нужно было включить хотя бы рекомендации, например от научного руководителя, от организации, где проходили практику, — объясняет Юрий.  

Рекомендательные письма сегодня в моде. По указанным в них телефонам будут звонить не только менеджеры из рекрутинговой фирмы, но и непосредственный работодатель, служба безопасности и кадровики. Такие звоночки нужны для того, чтобы вычислить врунов. У рекрутеров есть и свои секреты. Например, на вопрос в лоб о достигнутых результатах (которые легко проверить) соврать сложно, вот тогда человек и колется.  

— Бывает, что кандидаты уменьшают или прибавляют свой возраст, — раскрывает секреты кадрового бизнеса Юрий. — Одна дама отняла от своего возраста аж 10 лет. Внешне догадаться об обмане было нельзя, но после проверки документов тайное стало явным. И женщину, идеально подошедшую как профессионала, не взяли из-за вранья.  

По словам рекрутера, люди, нацеленные на карьеру, начинают работать по специальности уже на 4—5-м курсе, пусть за копейки. Важным аргументом станет знание английского языка. Немецкий и французский будет стоить на рынке труда дешевле в два раза.  

Опыт работы интересует только по специальности. Работодатель хочет видеть молодого специалиста, который, еще учась в вузе, стал впитываться в корпоративную культуру. Об этом скажет и внешний вид — так называемый бизнес-лук. Юрий обратил внимание на неуместность розового лака: “Такие ярко накрашенные ногти сразу не понравились бы заказчику! Джинсы сказали бы о расхлябанности, а откровенные наряды — о неумении одеваться, — говорит рекрутер. — Мало кто из работодателей делает скидку на нестандартную внешность потенциального работника. На моей практике было всего несколько случаев, когда брали людей со странной внешностью, но уникальным набором знаний”.

Число собеседований Штат

1 до 50 человек
2 от 500 до 1000 сотрудников
3 1000—5000 сотрудников
4 и более от 5000

30-летние матери-одиночки рулят

По словам Юрия, если в начале кризиса работодатель заменял дорогих сотрудников на специалистов того же уровня, но с меньшими финансовыми ожиданиями, то сейчас стала видна недальновидность такой практики. “За бортом оказываются не самые лучшие, ценные кадры остались на своих местах. И те работодатели, кто уволил своих и набрал новых, через полгода поняли, что новички не соответствуют задачам компании, теперь ищут тщательнее”, — говорит Юрий. Некоторым руководителям интересны исключительно трудоустроенные работники, и только переманив их за большие деньги, компания будет считать, что заполучила ценный кадр. Крупные компании, даже переживая финансовые трудности, не отказались от дней открытых дверей и приглашают студентов ведущих вузов на стажировки. Другие наотрез отказываются набирать молодых специалистов.  

На вопрос: “Проводится ли в вашей компании сокращение сотрудников?” — положительный ответ дали 10% менеджеров по персоналу из всех округов страны. Для сравнения:  

— в марте сокращения проводились в 21% компаний;  

— в апреле — 16%;  

— в июле — 12%.  

В кризис встречаются люди, готовые терять в деньгах, но иметь стабильный заработок. Однако в основной массе высококвалифицированные специалисты предпочитают подождать подходящей работы год или полтора, а пока есть время — закончить заграничные курсы или подучить английский. Многие просто набираются сил или путешествуют на деньги, скопленные до кризиса. По словам Юрия, такой перерыв в трудовой деятельности меньше насторожит работодателя. А вот если человек “прыгал” каждый год из компании в компанию, то такая нелояльность работника смутит. На новом месте работник сможет достичь результатов только за 3—5 лет.  

На другие специальности переучиваются в основном неквалифицированные кадры. Среди элиты получать другое образование, идущее вразрез с первым высшим, считается дурным тоном. И работодатель может подумать, что вы не были успешны в первой профессией, а значит, и во второй не преуспеете.

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Женщина — провинциальная дама 30—35 лет, выпускница престижного вуза, с опытом работы в крупных транснациональных компаниях, владеющая бизнес-английским, со связями, которые помогут бизнесу, живущая недалеко от офиса и обязательно мать-одиночка с одним ребенком школьного возраста.  

Мужчина — то же самое плюс женат или, на крайний случай, закоренелый холостяк с большим кредитом.
 

Но Юрий уверяет, что не все так страшно. Достаточно быть хорошим специалистом, свободно владеющим языком и с состоявшейся личной жизнью. Тогда высокооплачиваемая работа у вас в кармане. Уже в сентябре в кадровых агентствах почувствовали оживление рынка: сотрудников стали набирать пусть не в штат, а пока только на проекты, но это уже говорит о том, что наметился серьезный поворот ситуации.  

Между тем “МК” проверил, насколько успешно прошло трудоустройство у выпускников трех групп из разных вузов.  

МГТУ им. Баумана, факультет медицинской техники.  

В группе на выпуске было 22 человека. Из них:  

— 8 человек работают по специальности,  

— 10 — тоже инженерами, но не связаны с медицинской техникой,  

— 1 — устроился не по специальности,  

— 1 — по второму высшему образованию (юрист),  

— 2 — поступили в очную аспирантуру.  

МГСУ, факультет городского строительства и хозяйства:  

В группе — 17 человек. Из них.  

— 13 работают по специальности,  

— 2 девушки в декрете,  

— 2 — не нашли работу.  

МИМЭМО, факультет международного права:  

В группе 20 человек. Из них:  

— чуть больше половины работают по специальности,  

— остальные поступили на второе высшее или в аспирантуру.

* Опросы проведены исследовательским центром рекрутингового портала  SuperJob.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру