Корреспондент “МК” решил испытать на собственном опыте, каково это — быть выпускником вуза в кризисный год, и получил массу полезной информации о том, как не надо устраиваться на работу. А заодно выяснил обстановку на рынке труда сейчас.
Выпускница престижного экономического вуза, обладательница красного диплома Лера, едва зайдя на собеседование в богато отделанный дубом кабинет, услышала вопрос: “А какой у вас знак зодиака?” “Близнецы”, — ответила ошарашенная девушка. И седовласый директор тут же объяснил ей, что, к сожалению, она не подходит, так как он набирает команду людей с определенным набором характеров. И Близнецы ему совершенно противопоказаны.
И этот пример не единственный. Выпускница юрфака МГУ Вика, имея за плечами годичный опыт работы по специальности, бесстрашно ринулась покорять работодателя. Однако суровая действительность шарахнула по голове довольно быстро. В первой же конторе Викторию забраковали за то, что у девушки “ни мужа, ни жениха”. “У вас ветер в голове, — объяснили соискательнице. — Вы будете слишком много времени тратить на поиски спутника жизни, а работу задвинете на второй план”.
Отправившись на второе собеседование, Вика учла промах и гордо заявила, что возлюбленный у нее есть и вскоре для них сыграет марш Мендельсона. И снова получила от ворот поворот! “Раз у вас так все серьезно, значит, скоро вы начнете рожать детей, — завистливо сверкнула глазами кадровичка. — А кризис — не лучшее время держать сотрудниц в декрете”.
После фиаско некоторых знакомых корреспондент “МК” решила притвориться соискателем и отправилась искать работу через рекрутинговое агентство.
Окончив юридический факультет в этом году, я идеально подходила на роль молодого специалиста. На время “забыв”, что уже работаю в “МК”, пришла в кадровое агентство на собеседование. Выбрала рекрутинговую компанию в центре Москвы и отправила туда свое резюме на интересную для меня открытую позицию помощника юриста. Солидный сайт, офис в центре внушили доверие.
Разговор состоялся с руководителем отдела по персоналу моей специальности Юрием Дорфманом. Сначала предложили заполнить анкетку — личные и паспортные данные, опыт работы и последняя заработная плата. Юрий отметил, что отсутствие опыта работы — большой минус. И перешел к расспросам о дипломной работе. Интересовало все: актуальность, законы, которые были использованы, и объем. Дальше — проверка знаний английского языка. Мне было предложено не просто поговорить на иноземном наречии, но еще и написать эссе по юридическому вопросу с использованием специфических терминов и оборотов. Как только я закончила, Юрий стал прощаться: “Мы с вами свяжемся”. Услышав кодовую фразу, означающую полный провал, я решила рассекретиться и узнать, почему мне было отказано.
— Раз уж у вас нет опыта, в анкету нужно было включить хотя бы рекомендации, например от научного руководителя, от организации, где проходили практику, — объясняет Юрий.
Рекомендательные письма сегодня в моде. По указанным в них телефонам будут звонить не только менеджеры из рекрутинговой фирмы, но и непосредственный работодатель, служба безопасности и кадровики. Такие звоночки нужны для того, чтобы вычислить врунов. У рекрутеров есть и свои секреты. Например, на вопрос в лоб о достигнутых результатах (которые легко проверить) соврать сложно, вот тогда человек и колется.
— Бывает, что кандидаты уменьшают или прибавляют свой возраст, — раскрывает секреты кадрового бизнеса Юрий. — Одна дама отняла от своего возраста аж 10 лет. Внешне догадаться об обмане было нельзя, но после проверки документов тайное стало явным. И женщину, идеально подошедшую как профессионала, не взяли из-за вранья.
По словам рекрутера, люди, нацеленные на карьеру, начинают работать по специальности уже на 4—5-м курсе, пусть за копейки. Важным аргументом станет знание английского языка. Немецкий и французский будет стоить на рынке труда дешевле в два раза.
Опыт работы интересует только по специальности. Работодатель хочет видеть молодого специалиста, который, еще учась в вузе, стал впитываться в корпоративную культуру. Об этом скажет и внешний вид — так называемый бизнес-лук. Юрий обратил внимание на неуместность розового лака: “Такие ярко накрашенные ногти сразу не понравились бы заказчику! Джинсы сказали бы о расхлябанности, а откровенные наряды — о неумении одеваться, — говорит рекрутер. — Мало кто из работодателей делает скидку на нестандартную внешность потенциального работника. На моей практике было всего несколько случаев, когда брали людей со странной внешностью, но уникальным набором знаний”.
1 до 50 человек
2 от 500 до 1000 сотрудников
3 1000—5000 сотрудников
4 и более от 5000
По словам Юрия, если в начале кризиса работодатель заменял дорогих сотрудников на специалистов того же уровня, но с меньшими финансовыми ожиданиями, то сейчас стала видна недальновидность такой практики. “За бортом оказываются не самые лучшие, ценные кадры остались на своих местах. И те работодатели, кто уволил своих и набрал новых, через полгода поняли, что новички не соответствуют задачам компании, теперь ищут тщательнее”, — говорит Юрий. Некоторым руководителям интересны исключительно трудоустроенные работники, и только переманив их за большие деньги, компания будет считать, что заполучила ценный кадр. Крупные компании, даже переживая финансовые трудности, не отказались от дней открытых дверей и приглашают студентов ведущих вузов на стажировки. Другие наотрез отказываются набирать молодых специалистов.
На вопрос: “Проводится ли в вашей компании сокращение сотрудников?” — положительный ответ дали 10% менеджеров по персоналу из всех округов страны. Для сравнения:
— в марте сокращения проводились в 21% компаний;
— в апреле — 16%;
— в июле — 12%.
В кризис встречаются люди, готовые терять в деньгах, но иметь стабильный заработок. Однако в основной массе высококвалифицированные специалисты предпочитают подождать подходящей работы год или полтора, а пока есть время — закончить заграничные курсы или подучить английский. Многие просто набираются сил или путешествуют на деньги, скопленные до кризиса. По словам Юрия, такой перерыв в трудовой деятельности меньше насторожит работодателя. А вот если человек “прыгал” каждый год из компании в компанию, то такая нелояльность работника смутит. На новом месте работник сможет достичь результатов только за 3—5 лет.
На другие специальности переучиваются в основном неквалифицированные кадры. Среди элиты получать другое образование, идущее вразрез с первым высшим, считается дурным тоном. И работодатель может подумать, что вы не были успешны в первой профессией, а значит, и во второй не преуспеете.
Женщина — провинциальная дама 30—35 лет, выпускница престижного вуза, с опытом работы в крупных транснациональных компаниях, владеющая бизнес-английским, со связями, которые помогут бизнесу, живущая недалеко от офиса и обязательно мать-одиночка с одним ребенком школьного возраста.
Мужчина — то же самое плюс женат или, на крайний случай, закоренелый холостяк с большим кредитом.
Но Юрий уверяет, что не все так страшно. Достаточно быть хорошим специалистом, свободно владеющим языком и с состоявшейся личной жизнью. Тогда высокооплачиваемая работа у вас в кармане. Уже в сентябре в кадровых агентствах почувствовали оживление рынка: сотрудников стали набирать пусть не в штат, а пока только на проекты, но это уже говорит о том, что наметился серьезный поворот ситуации.
Между тем “МК” проверил, насколько успешно прошло трудоустройство у выпускников трех групп из разных вузов.
МГТУ им. Баумана, факультет медицинской техники.
В группе на выпуске было 22 человека. Из них:
— 8 человек работают по специальности,
— 10 — тоже инженерами, но не связаны с медицинской техникой,
— 1 — устроился не по специальности,
— 1 — по второму высшему образованию (юрист),
— 2 — поступили в очную аспирантуру.
МГСУ, факультет городского строительства и хозяйства:
В группе — 17 человек. Из них.
— 13 работают по специальности,
— 2 девушки в декрете,
— 2 — не нашли работу.
МИМЭМО, факультет международного права:
В группе 20 человек. Из них:
— чуть больше половины работают по специальности,
— остальные поступили на второе высшее или в аспирантуру.