Прогноз экономического развития российской системы образования на 2010—2015 годы, подготовленный Центром экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве России, содержит аж три сценария развития событий.
— инерционный (сильное падение и медленный выход из кризиса);
— умеренно-инновационный (сильное падение и умеренно быстрый выход из кризиса);
— инновационный (все то же сильное падение, но затем быстрый выход из кризиса).
На поверку разница между ними не так велика, как хотелось бы. Уж больно многое объединяет пессимистический вариант с оптимистическим, не говоря о промежуточном. И демографическая катастрофа, и безденежье, и годы, которые уйдут на послекризисную реабилитацию системы образования даже в самом лучшем случае.
Начнем с демографических проблем. По расчетам специалистов, к 2015 году заметно возрастет лишь численность дошколят (с 9,2 млн. в 2010 году до 10,3 млн.). Число младших школьников увеличится менее значительно (с 10,5 млн. до 11,5 млн.). По всем остальным возрастным категориям директор Центра Татьяна Клячко прогнозирует резкий спад, особенно заметный в группах 15—19-летних и 17—25-летних (последний — с 20,3 млн. до 14,7 млн.). А это значит, что “в период сильного спада входит вся система профессионального образования — от начального до высшего”, — подчеркнула она. Другими словами, кризис экономический усугубляется для отрасли демографическим. А в сочетании они затормозят развитие системы образования на годы.
Так, самый мрачный, инерционный сценарий предполагает, что период кризиса и постепенного выхода из него продлится аж до конца 2015 года. Выползти из него отечественное образование сможет только в 2016-м. Да и то недалеко, на уровень последнего тучного 2008 года. То есть на показатели, на тот момент без малого 10-летней давности. Умеренно-инновационный сценарий чуть менее удручающ: на кризис и выход из него отводятся 2009—2012 годы, за 2013—2015 образованцы выйдут на уровень 2008 года, а с 2016-го двинутся вперед, к параметрам стратегии-2020. Изжить же все кризисные явления ранее 2012-го не предполагает даже инновационный вариант — в лучшем случае лишь в 2013 году. А значит, впереди без малого кризисная пятилетка.
Особенно трудным для образования будет 2010 год. Падение ВВП, правда, прекратится (101,1% в 2010-м против 91,5% в 2009-м). Однако бюджетные расходы на образование неизбежно сократятся — с 1,3 млрд. рублей до 1—1,2 млрд. в зависимости от сценария. Докризисные показатели 2008 года (1,4 млрд. рублей) бюджет образования сможет достичь в лучшем случае в 2012-м, да и то лишь при самом благоприятном, инновационном раскладе. Если же реализуется инерционный сценарий, в обозримом будущем образованию этих денег не видать.
Впрочем, и с инновационным сценарием не все так просто, подчеркнула Клячко: “Реформа требует средств. А значит, нормативная потребность образования возрастет. В этом случае при сохранении нынешнего норматива дефицит, скажем, высшего образования в 2010 году составит около 30 млрд. рублей, в 2014-м — 45 млрд., а в 2015-м — около 70 млрд. рублей. Самая же тяжелая ситуация сложится в системе дошкольного образования. Постоянный рост числа детей этой возрастной группы приведет к дефициту средств при любом сценарии. Однако наиболее острым он будет в случае инновационного развития: 63 млрд. рублей — в 2010 году и 78,5 млрд. — в 2015-м”.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы. Первое. Система образования вступает в длительный период нехватки средств, в том числе внебюджетных (к 2015 году демографический кризис сократит число платных студентов с нынешних 66% до 48% от общего количества). В этих условиях на первый план выходят современные методы управления, а главное, формы существования учебных заведений. (По некоторым данным, уже в ближайшее время Минобрнауки планирует перевести в форму автономных учреждений с правом самостоятельной финансово-экономической деятельности до 40% учебных заведений.)
Второе. Дефицит средств в системе высшего образования усилит дифференциацию учебных заведений. Кто-то выплывет, а кто-то загнется. Но, делая ставку на инновационное развитие, надо помнить: вузы в регионах не только готовят кадры, но и являются очагами культуры. В результате растаскивания образования на инновационное и массовое мы можем получить молодежь, которая будет говорить на разных языках и перестанет понимать друг друга.
Третье. Больнее всего кризис ударил по системе среднего профобразования (она даже по инновационному варианту не выйдет из штопора и после 2015 года). А вот система начального профобразования приходит в себя значительно быстрее. Объединять их в обозримом будущем при таком раскладе (такая идея существует) опасно: прогоревшие техникумы попросту утащат за собой вниз и колледжи.