Школьников научат Родину любить

В учебные заведения скоро поступит социальный заказ на воспитание патриотов

Задача школы принципиально меняется. На первый план выходит не обучение, а воспитание гражданина и патриота. Проект концепции духовно-нравственного развития школьников уже одобрен думским комитетом по образованию и вскоре поступит в Минобрнауки.

Воспитание было изгнано из отечественной школы в начале 90-х – вместе с коммунистической идеологией. Миссию школы тогда решили ограничить обучением детей, а формирование морально-нравственных качеств оставить родителям. Те с задачей явно не справились. Во всяком случае, только ленивый не упрекает нынешних молодых людей -- в непатриотичности, асоциальности, аморальности, корыстолюбии и так далее.

Власти, похоже, также не в восторге от плодов домашнего воспитания – недаром в основу образовательного стандарта нового поколения наряду с обучением решено заложить духовно-нравственное просвещение школьника. Комитетом Государственной Думы по образованию уже одобрен проект «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Концепция не просто возвращает воспитание в школу (а в перспективе и на другие уровни образования). Ему отводится центральное место в деятельности учебного заведения, ведь, как следует из документа, общеобразовательные учреждения в первую очередь «должны воспитывать гражданина и патриота» и лишь затем «раскрывать таланты и способности молодых россиян» и «готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Другими словами, подчеркнул глава разработчиков, вице-президент Российской академии образования Александр Кондаков, "формулируется социальный заказ современной школе». Задачи, пояснил Кондаков, таковы: сформировать у ребенка культуру личностную (мораль и нравственность), семейную («осознание семьи как первоосновы принадлежности Отечеству») и социальную («принятие национальных духовных и нравственных ценностей»). «На основе этих подходов,-- подчеркнул он,-- и были созданы последние учебники по новейшей истории России и по обществознанию». (Напомним, что оба издания появились в 2007 году -- сначала в виде «учебников для учителей», а потом -- для школьников и вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Особенно острые дискуссии развернулись вокруг термина «суверенная демократия» в учебнике по обществознанию и трактовки роли Сталина в учебнике по истории. Авторов упрекали в «прокремлевской» и даже «просталинской» позиции. Но издатель счел эти утверждения клеветой, подал на одну из газет в суд и выиграл дело).

Этот же принцип, разъяснил Кондаков «МК», будет применяться и при создании других учебников. Правда, только в случае, если примут данную версию образовательного стандарта, а не альтернативную -- разработанную коллективом из Института образовательной политики «Эврика» под руководством Александра Адамского. Разница проектов в идеологии, уточнил Кондаков: «У нас – выполнение социального заказа государства, а там – полная свобода учителя и ученика на уровне школы».

Принципиально одобренный в Госдуме, проект концепции духовно-нравственного воспитания школьников будет вскоре передан в Минобрнауки. А если удастся убедить чиновников в необходимости придания ему государственного статуса, то затем и на утверждение правительства. В этом случае его положат в основу деятельности всей российской школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру