— У меня в руках две рабочие тетради, изъятые из книжных магазинов столицы, — зам. генерального директора ведущего издательства учебной литературы Никита Голобов демонстрирует журналистам пару пособий по русскому языку для 1—3-х классов. — На первый взгляд они ничем не отличаются друг от друга. Но в обложке поддельной тетради специалисты обнаружили формальдегид. У меня даже есть заключение Научного центра здоровья детей при РАМН, в котором написано, что данный экземпляр учебника вреден для здоровья ребенка.
Вот еще один характерный пример: два пособия по истории с одинаковой обложкой. Покупай любой. Правда, если в первой книге иллюстрации четкие, а шрифт не режет глаза, в поддельной расплывчатые картинки и отдающие желтизной, двоящиеся буквы. Часто фальшивку можно отличить лишь по весу: к примеру, поддельный учебник по немецкому языку, продемонстрированный журналистами, был в три раза тяжелее “родного”.
— Конечно, такая разница бывает не всегда. Зачастую пиратские копии отличаются от оригинала всего на 100—200 граммов. Но если учесть, что в портфеле у пятиклассника таких учебников может быть 7 или 8, перегруз дает о себе знать, — пояснил Никита Голобов.
Самые грубые фальшивки выявить достаточно просто: нужно лишь пролистнуть несколько страниц. Рисунок в таких рабочих тетрадях выходит за границы печати, а страница может быть обрезана вместе с окончанием текста.
По словам представителей издательства, за последнее время ситуация с контрафактом на рынке учебной литературы улучшилась. “Если еще четыре года назад каждый десятый учебник был пиратским, то теперь в крупных столичных магазинах подделок почти не найдешь. Лишь на рынках и в интернете”, — поясняют книгопечатники.
700 тысяч контрафактных учебников и шесть уголовных дел — итог борьбы с нечистыми на руку книжными коммерсантами. Правда, задержать таких дельцов зачастую довольно сложно. Ведь учебники не штампуются в подпольных цехах и в подвалах, подобно пиратским дискам.
— Подпольных типографий не существует — ведь это производство, требующее дорогостоящего оборудования и специалистов. Вся контрафактная продукция производится в легальных типографиях. Только без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм: бумага подешевле, краски менее качественные, — объясняет Никита Валерьевич “МК”. — А прибыль от такого бизнеса составляет 200%, в то время как легальные издательства получают от своей работы всего 30—35%. Ведь нам только четыре года нужно потратить, чтобы апробировать учебник и получить гриф. Плюс оплатить авторские гонорары и налоги.
Чтобы в руки к вашему ребенку не попал контрафактный учебник, книгоиздатели советуют соблюдать несколько правил. Во-первых, покупать продукцию в крупных магазинах или у официальных дилеров издательства. Во-вторых, не хватать в предсентябрьской лихорадке с полок все подряд.
— Возьмите учебник в руки и внимательно пролистайте его. В течение нескольких минут почитайте текст: шрифт не должен резать глаза, расплываться или отдавать желтизной, — рекомендует родителям Никита Голобов. — Обратите внимание на картинки: они не должны быть белесыми, расплывчатыми. В противном случае с “родного” учебника просто была снята копия.
Кстати, вопреки разговорам об августовском подорожании учебной литературы книгопроизводители уверяют: “Цены мы не поднимали”.
— Последний раз подорожание наших учебников происходило 31 декабря прошлого года, и всего на 10%, — поясняет Голобов. — Другое дело, что сейчас на книжном рынке огромный спад. Возможно, недостачу в художественной литературе продавцы книг пытаются вернуть за счет повышения цен на учебную.