Школьников разделят по-божески

Решив ввести новый предмет, власти не определили, кто, когда и чему будет учить детей

Основам религиозной культуры в школе быть. И изучать предмет начнут уже в следующем учебном году. Об этом решении министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отрапортовал недавно президенту. Медведев идею поддержал, а значит, отступать некуда. Курс “Духовно-нравственное воспитание” будут вести светские учителя. 

Где взять педагога, способного преподавать предмет с религиозным уклоном? Как втиснуть дисциплину в и без того загруженную до предела школьную программу? И главное, как успеть подготовить учебные пособия до марта 2010 года, когда урок планируется ввести в расписание?

 В этих вопросах разбирался корреспондент “МК”.

Введение духовного курса не означает “оправославливание” страны — изучать религии будут по отдельности: сторонники одной из четырех традиционных религий, атеисты и фанаты единого курса мировых религий. Долбежкой Евангелия, Корана или Торы школяров одолевать никто не будет.

Чиновники дают понять, что, не поняв духовность своего народа, ученики не смогут усвоить знания об отечественной культуре, искусстве и истории. Правда, непонятно, как в отсутствие казенной духовной нравственности осваивали Достоевского и Толстого прежние поколения.  

Опять же пугает добровольно-принудительный характер: курс будет обязательным для всех, но в каком виде его изучать, каждый решит сам — за младшеклассников родители, а старшие — сами. До последнего времени выбор ограничивался историей одной из традиционных религий российских народов (православие, ислам, иудаизм, буддизм) и светской этикой для всех прочих от огнепоклонников с язычниками до атеистов. Теперь Минобрнауки предлагает еще один вариант: желающие, заявил Андрей Фурсенко, смогут также пройти единый курс по истории и основам культуры всех главных мировых религий.  

Уже в 2010 году новшество опробуют на четвероклассниках 18 регионов страны из шести федеральных округов, а к 2012 году оно распространится на всю страну. За это время власти должны определиться, сколько часов отвести дисциплине (пока речь идет о двух уроках в неделю), подготовить нужное количество учителей (сейчас педвузы таких предметников не выпускают), обеспечить учебниками педагогов и детей. Задача нелегкая. Тем более в авральные сроки, а главное, в отсутствие единства общественного мнения по этому поводу.  

На деле, разъяснили “МК” в Правительстве России, эксперимент начнется по готовности школы: “для разработки необходимых материалов и подготовки учителей требуется время. Если успеют, начнем вести полугодичный курс для четвероклассников в 4-й четверти 2009/10 учебного года и закончим в первой четверти уже у пятиклассников. Если нет — изучение курса начнется с 1-й четверти 2010/11 учебного года. За это время учителя, которым предстоит вести эти предметы, должны пройти повышение квалификации. Но до того для них надо подготовить учебники и методички и издать учебники для детей. Пока же ничего этого у нас нет: одно поручение президента, да и то пока официально оно до нас не дошло”. Впрочем, начинать, по словам источника “МК”, будут не с чистого листа. Эксперты в спешном порядке собирают и анализируют учебники и методички, по которым Основы православной культуры до сих пор преподавались по местной инициативе. (Например, в Ярославской, Курской, Белгородской или Владимирской областях или республиках Северного Кавказа). Они-то и лягут в основу пособий по новому курсу.  

Вторая серьезная проблема — переобучение педагогов. И, как выяснилось, удовольствие это дорогое. Потребуется, по оценке Андрея Фурсенко, примерно 40 тыс. учителей, а овладение ими новым предметом обойдется казне в сотни миллионов рублей. Но тут еще вопрос: где этих учителей брать?

Для проведения каждого урока духовно-нравственного воспитания (ДНВ) в одном-единственном классе уже на стадии эксперимента понадобится сразу несколько преподавателей. В идеале их должно быть 6 — этик-атеист, специалист по мировым религиям, исламу, православию, буддизму и иудаизму. Когда же ДНВ охватит все классы, число специалистов по этому предмету превысит всех остальных предметников, вместе взятых. И это еще одна серьезная проблема: в условиях кризиса школе такую армию духовно-нравственных воспитателей попросту не потянуть. Поэтому, считают в правительстве, единственный путь — совместительство. Этот предмет могут преподавать прошедшие дополнительную подготовку учителя по истории, обществознанию, МХК, литературе или по совместительству педагоги региональных техникумов и вузов. Вопрос о том, сможет ли, переподготовившись подобным образом, влиться в ряды преподавателей ДНВ физкультурник или трудовик, остался открытым.  

Третье темное место — статус нового предмета. С одной стороны, это факультатив. А значит, вещь необязательная. Особенно если его введение не поддержит школа или даже целый регион. Однако в данном случае факультатив таки будет обязательным, подчеркивают в правительстве. А это — заявка на конфликты, особенно там, где с самого начала не поддерживалась идея введения в школах обязательных религиоведческих дисциплин.  

Еще хуже дело с учебной нагрузкой. Тем более если ДНВ добавит не один, а сразу два часа к и без того перегруженной рабочей неделе четвероклассников. Дилемма получается неприятная: либо учебные перегрузки и стресс, либо изучение ДНВ за счет сокращения часов по другим предметам. В любом случае цена духовно-нравственного воспитания в школе получается высоковатой.  

Главная же проблема — отсутствие гарантий, что под видом светских дисциплин в школьные классы не придет религия. Глава Минобрнауки, правда, уверяет, что “никакого перехода к преподаванию в школах религиозных предметов не должно быть и не будет”, и с этим якобы “согласились представители всех основных конфессий”. Между тем, приветствуя решение ввести в школьные программы новые предметы духовной направленности, первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов успел заявить: “Мы считаем, это справедливое решение — давать нашим детям религиозное образование с учетом поликонфессионального состава Российской Федерации”. А подготовка единого учебника по Основам православной культуры поручена редколлегии из представителей РПЦ во главе с протодиаконом Андреем Кураевым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру