Учебники по основам православной культуры, вокруг которых сломано столько копий, готовы (пока для 4-х и 5-х классов общим курсом в 34 урока). И до конца года будут утверждены патриаршим редакционным советом. Текст оказался в распоряжении “МК”. Как и было обещано, он не носит религиозного характера. Однако это и далеко не культурологический предмет, как заявляло Минобрнауки.
Среди прочего, школьникам будут объяснять конфликт добра и зла на примере троллей из "Снежной королевы", а душа сравнивается с ... космическим кораблем.
Посещение предмета, как и планировалось, будет добровольным (на выбор — ОПК, аналогичный курс по одной из других традиционных российских религий, универсальный курс мировых религий и светская этика). Однако на первом уроке в 4-м классе и на завершающих в 5-м будет присутствовать весь класс. Очевидно, власти решили отдать дань “государственной” религии страны.
По словам автора учебника диакона Андрея Кураева, для большинства учителей и родителей, не говоря о детях, его курс станет первой книгой о христианстве. “В моем учебнике нет рассказа о творении мира в 6 дней: в пятом классе уже идет природоведение — и лучше не давать повода для конфликта уроков, тем более что и наш курс будут вести нецерковные люди, которые не будут стараться защитить церковную точку зрения”, — пояснил “МК” Кураев.
Аналогичным образом автор подходит и к другим библейским сюжетам и проблемам православия. И с этой точки зрения его курс — никак не Закон Божий, чего откровенно опасались противники введения в школах основ православной культуры. Правда, это и не культурологический предмет, как заверяло руководство Минобрнауки. Вводимый с будущего года ОПК носит ярко выраженный этико-философский характер. Однако размышления о добре и зле здесь выстраиваются на сугубо христианской основе.
Курс для 4-го класса разъясняет основные понятия православной культуры: Бог, икона, храм, Пасха. И сразу вводит нравственные категории: добро и зло, совесть, раскаяние, милосердие. Например, учит ребенка, что материальное богатство не дает абсолютного счастья: “У тебя могут украсть деньги или телефон. Но как выкрасть из сердца любовь, мудрость, веру? Земные богатства и счастье — не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости”.
Или призывает отказаться от мести: “Например, тебя обидели, ударили, обозвали — такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи? Отомстить? А Христос учил: “Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас”. Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя — наш мир стал бы менее человечным... Даже мастера боевых искусств говорят, что “Лучший бой — это тот, которого удалось избежать!”.
В курсе для 5-го класса понятия христианской этики усложняются — например, обсуждается, зачем творить добро. Одновременно углубляются и философские вопросы: отношение христиан к природе, к семье, к труду. И особенно к войне в контексте заповеди “Не убий” и правила “второй щеки”: “Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это — когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Если же надо защищать свою Родину, семью и веру — православный человек берется за оружие. Но при этом не становится машиной для убийств. Даже на войне надо оставаться человеком”.
Материал, на котором выстраивается курс, сплошь и рядом носит светский характер. Например, сказка “Снежная королева”, где на примере троллей остроумно объясняется, кто такой лукавый. Или сравнение человеческого тела с ракетой при объяснении, что такое душа: выполнила свою задачу, вывела на орбиту космический корабль (душу) и сгорела. Детям, конечно, так понятнее и наверняка интереснее. Но взрослых эта двойственность будет раздражать. А потому несложно предсказать, что учебник подвергнется критике. Причем как со стороны ортодоксов, которые не увидят в нем ожидаемых чинности и благолепия, так и либералов. Тем наверняка не понравится, что автор отождествляет нравственность с православием, тогда как одно далеко не всегда является залогом другого.