Выпьем за кампанию

Новая волна борьбы с алкоголизмом — пьянству не помеха

Новая волна борьбы с алкоголизмом — пьянству не помеха
Рисунок Алексея Меринова

тестовый баннер под заглавное изображение

Сегодня истекает срок, данный Дмитрием Медведевым на разработку проекта концепции госполитики по борьбе со злоупотреблением алкоголем. Правительству есть что показать: документ заранее вывешен на сайте Росалкоголя. Чуть ли не в последний момент чиновники передумали и поменяли срок реализации с 2015-го на “модный” 2020 год. Правда, реальности это не прибавило, говорят эксперты.

Для того чтобы у властей все срослось, надо “всех наших маргиналов за 6 лет отправить на погост либо отучить от алкоголя”, а “каждого нормального потребителя заставить сократить свое потребление не менее чем на 30% в среднем”. К такому выводу пришли эксперты Центра исследования федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), проверив параметры проекта концепции на реалистичность. Вот что задумано в эпохальном документе: снизить потребление чистого алкоголя с нынешних 18 литров (на человека в год) до 5—8 литров! Такую революцию не удавалось пока совершить ни одной стране: даже в преуспевших скандинавских странах потребление снизилось отнюдь не в разы. Примечательно, что наши чиновники “обставили” даже Всемирную организацию здравоохранения, которая рекомендует уровень в 8 литров на душу.  

“Представленный проект концепции — не более чем документ для отчета правительства”, — прокомментировал “МК” директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Как одну из самых сказочных мер эксперт оценивает “ликвидацию нелегального алкогольного рынка”, которая должна состояться на втором этапе реализации (с 2015-го до 2020 года). “Даже в развитых странах рынок нелегального алкоголя составляет не менее 15—20% объема, — приводит данные Дробиз. — Если за эти годы стоимость водки в России собираются поднять до заоблачных высот, то тогда надежда на победу нелегального рынка становится призрачной”.  

А ведь один из рецептов правительства, который приготовлен “для показа” президенту, — так называемая минимальная цена на водку. Аж с января 2010 года чиновники предлагают ввести минималку в 89 рублей за пол-литра. По всей видимости, срок будет отложен, но дело, похоже, решенное. 89 руб. — это себестоимость производства водки, акциз (в 2010 году это 42 рубля), НДС и торговые наценки. У кого цена будет меньше, нарвутся на штраф от 100 тыс. руб. Ощутит нововведение и потребитель: по расчетам агентства “Бизнес-аналитика”, около половины потребителей дешевой водки могут перейти на самогон и суррогаты — вплоть до моющих средств. Что касается большинства водки ценой 40—60 руб., то она вовсе не так опасна. Ее “гонят” легальные заводы в “лишнюю” смену.  

В антиалкогольной концепции как-то “забыли” указать суррогатный рынок, говорит Дробиз: “Его победить важнее, чем рынок нелегальной водки. Либо же государство заранее готово к замене ее суррогатами в маргинальном секторе населения”. В группе риска — порядка 30 млн. человек.  

Впрочем, нелегальная водка не исчезнет совсем. “Покупатель, который привык к водке за 50 руб., сможет договориться с продавцом, — сказал “МК” владелец небольшой торговой точки. — А в накладной, которую увидит проверяющий, мы хоть 200 руб. нарисуем”.  

Создатели концепции “кошмарят” не только крепкий алкоголь, но и слабый, который в документе фактически “уравнен в правах”. Отсюда и меры — например, предлагается запрет на скрытую рекламу, в том числе проведение пивных фестивалей. “В концепции нет полутонов, есть только черное — алкоголь и белое — трезвость. Однако это только в геометрии самый короткий путь — прямая линия, — считает Дробиз. — И крепкий алкоголь можно вытеснить не трезвостью, а переходом на слабоалкогольные напитки. А дальше — как получится”.  

Пива же касается и запрет на ночную продажу, о котором говорится в документе как об одной из мер. Параллельно в правительстве сейчас обсуждается законопроект, вводящий ограничения на розничную торговлю крепкого алкоголя с 21.00 до 11.00, а пива — с 23.00 до 10.00.  

Концепция будет еще долго дорабатываться, и результат мы увидим не скоро, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. “Нужно добавить по-настоящему эффективные меры, которых нет, — сказал он “МК”. — Например, алкоголь должен продаваться в спецмагазинах, чтобы у потребителя не было соблазна вместе с макаронами прихватить бутылку. Вход для несовершеннолетних туда должен быть запрещен”. И ничего, по мнению эксперта, у правительства не получится, пока областные бюджеты зависят от производства алкоголя. А тут что-либо менять никто и не чешется.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру