Молодые промышляют гоп-шопом

Кражи из магазинов для них — экстремальное развлечение

Кражи из магазинов для них — экстремальное развлечение
“Плачу и рыдаю вторую неделю. Закрылся “Детский мир” на Лубянке — священное место для многих любителей халявы. Место, где на первом этаже на игрушки не клеили даже штрихкодов (о пищалках и говорить нечего). Перед закрытием мы оказали администрации магазина посильную помощь в избавлении от ненужных товаров, старались как могли”.  

Это запись из интернет-дневника профессионального шоплифтера. В столичных магазинах бьют тревогу: перед Новым годом стремительно увеличивается количество краж. И кем? Малолетними почитателями экстрима. В Москве существует сообщество любителей воровать в шопах и хвастаться трофеями в интернете. Его участники не нищие, не клептоманы и не закоренелые уголовники — обычная молодежь. Ребята гордо именуют себя шоплифтерами. Они “одеваются” в самых модных бутиках столицы, на халяву обедают в ресторанах и ящиками вывозят пиво из супермаркетов прямо под носом бдительной охраны. Самое интересное — почти не попадаются.


“Тихо с…дил и пошел — называется, нашел” — радуются юные москвичи и москвички, пряча в карман куртки новенький бестселлер Бегбедера или суперудлиняющую тушь для ресниц ценой почти 1000 рублей. Да-да, любители халявы порой отличаются любовью к литературе и, уж конечно, следят за своим внешним видом. Главное — действовать спокойно, не озираться в панике по сторонам и, конечно, оторвать пищащий на выходе штрихкод. Из московских шопов тащат все, что плохо лежит, а в преддверии новогодних праздников — особенно. Именно сейчас в продуктовых бегают толпы покупателей, среди которых легко затеряться. Да и бутики пестрят плакатами о распродажах. А значит, велика вероятность, что на девочку, которая под шумок сняла с кофты магнит и надела ее на себя, никто не обратит внимания.  

“Профессиональных” шоплифтеров (от англ. shoplifter — магазинный вор) в столице несколько тысяч. У ребят есть свой интернет-сайт, где они хвастаются тем, что и как им удалось стащить. Они ни в коем случае не клептоманы, а скорее вдохновленные воришки, так как, по признанию многих, действуют под влиянием момента. Упал взгляд на киндер-сюрприз — а рука уже потянулась и засунула его в карман. Если заметят на выходе, можно сказать, что машинально спрятал, а оплатить забыл.  

Закоренелые шоплифтеры ходят в магазины с подготовленным списком того, что нужно “увести”. Например, студент МГТУ Денис каждую неделю составляет список того, что необходимо в хозяйстве на ближайшие дни, и вешает его на холодильник. Сначала идут товары, которые нужно купить, а следом — которые нужно украсть. К слову, первая часть значительно короче, и входит в нее то, что украсть сложновато. Например, свежезамороженные рыба и мясо. Вооружившись бумажкой и карандашом, чтобы вычеркивать приобретенное, Денис, как примерная домохозяйка, отправляется в “родной” супермаркет рядом с домом.  

Кстати о рыбе. Пару месяцев назад один профессионал в области освобождения шопов от товаров по имени Саша хвастался в интернете перед коллегами по цеху своей молниеносной реакцией. Однажды во всем магазине внезапно погас свет. Воспользовавшись моментом, парнишка вытащил из аквариума живого леща и с трепещущей в руках рыбиной дал деру. Вот только что с ним делать потом, не разобрался: притащил домой, засунул в микроволновку, а рыба начала жутко вонять. Пришлось выкинуть. 

Чаще всего шоплифтеры воруют продукты, косметику, одежду и книги. Особенно достается магазинам экономкласса, где мало или вообще нет видеокамер, а среди персонала много приезжих из дружественных республик. Жвачки и шоколадки выносятся так часто, что хвастаться этим даже как-то несолидно. А вот украсть упаковку газировки под носом у секьюрити — это повод для гордости.

Воровские байки

Рассказы о том, как удалось утащить ту или иную вещь, в интернете пользуются небывалой популярностью. Можно узнать много профессиональных секретов. Например, о том, что на продукты дешевле 500 рублей “пищалки” не вешают, так как штрихкод тоже стоит денег. Или где в книгах нужно искать пресловутую защиту от воров, чтобы ее отклеить. Избавиться от улики проще простого — отклеил и выкинул. Если же есть хитринка, самое время подключить логику.  

— Очень круто уперла солнцезащитные очки из хозяйственного гипермаркета! — радуется как дитя любительница халявного шопинга. — Чтобы снять пищалку, специально взяла с собой кусачки, но они никак перекусить этот металлический тросик не могли... Тут пришла гениальная мысль: мы ведь находимся в строительном магазине! Погнали с приятелем к полкам с инструментами, взяли там ножницы по металлу и эту штуку перерезали. На выходе взяли восковые мелки за 35 р.  

Еще одно правило, которого стараются придерживаться шоплифтеры, — на кассе лучше хоть что-то купить. Действует оно только в супермаркетах, так как там охранники всегда с подозрением смотрят на тех, кто выходит без покупок. Зато вовсе не замечают, что в ладошке под кошельком зажата шоколадка. Коронные номера профессионалов в области избавления магазинов от ненужных товаров переходят из уст в уста. Самая смешная — про то, как компания друзей из Бутова методично вывозила в тележке мимо кассы ящик пива.  

— Схема действий была проста и случайна. Ящик стоит на дне тележки, сверху накидано порядочно других покупок. Все это выложили в кучу перед продавщицей, а ящик так и остался в тележке, — рассказывает один из участников истории Антон. — Тележка проехала мимо кассы, и в нее загрузили все оставшиеся покупки. Ящик пива достался на халяву!  

Через пару недель история получила продолжение. Провернув операцию “Пиво”, ребята покатили тележку к машине и увидели, что за ними рванул рабочий-таджик. Приготовили деньги, чтобы откупиться, а работяга… пожурил, что нельзя телегу на улицу вывозить, и отправился восвояси.  

Воришки со стажем проводят целые мастер-классы для новичков. Некоторые предлагают действовать психологическими методами: проходя мимо кассы, доверительно шепнуть охраннику, что близкое нахождение с магнитными лентами может привести к импотенции. Возможно, в другой день секьюрити будет держаться подальше от “вредоносных” предметов. Другие просто делятся практическими навыками. Сценарий некоторых вполне заслуживает того, чтобы стать сюжетом комедийного детектива.  

— Курицу лучше прятать в зимней одежде — засунув в штаны или даже трусы, — рассказывает один из профи. — Важно засунуть немедленно, одним движением — чтобы не запалиться. Если на штанах есть ремень, лучше его сделать на несколько дырок посвободнее. Проходить мимо кассы удобней вместе с приятелем-напарником, который купит какую-нибудь мелочь. Сырые и копченые куры есть практически в любом магазине, а в некоторых можно разжиться горячей курицей гриль.  

Если же неохота выносить продукты, а потом их еще и готовить, можно скушать прямо в зале. Именно так поступают голодные воришки, с невозмутимым лицом уничтожая соки и сэндвичи во время блуждания между прилавками. Отдельная категория данного направления — любители поесть на халяву в кафе и ресторанах. Больше всего от жадных посетителей в столице страдает две сети заведений общественного питания — кофейни, встречающиеся на каждом шагу, и популярные пивные, где любит коротать время учащаяся молодежь. В первых многих клиентов раздражает медлительность официантов, во вторых — вкусовые качества еды.

 Сколько шоплифтеров, возмущенных непрожаренным шашлыком и пересушенной картошкой фри, убегало из этих пивных! Первое же место за бесплатный ужин можно без сомнений отдать москвичу, который, решив не дожидаться счета за кофе и салат, надел пальто и уже на выходе услышал вежливый голос обслуживающего его официанта: “Хорошего вечера! Приходите еще!”

“По-нашему это месть”

Несмотря на все вышеперечисленное, шоплифтеры всеми правдами и неправдами отмахиваются от определения “вор”. Некоторые встают на этот путь от обиды на некачественный сервис.  

— Вчера в одном супермаркете кассирша меня обсчитала на 60 рублей, а когда я захотел возмутиться — быстро спрятала чек, — рассказывает фотограф из Москвы Александр. — Должна быть наказана!  

Негодование обманутого покупателя было так велико, что по дороге домой он составил план мести. На следующий день Саша пришел в то же место и с невозмутимым видом пронес мимо кассы упаковку кошачьей еды.  

— Я считаю, магазины с плохим сервисом, грубыми, ленивыми продавцами надо наказывать рублем, — говорит Александр, — не покупать там ничего, а только выносить и радоваться.  

Девчонок среди шоплифтеров не меньше, чем парней. У них мотивация похлеще: не просто ради интереса, а во имя моды и красоты. Насмотрятся рекламы про новую увлажняющую помаду или увеличивающую объем ресниц тушь — и вперед, в магазин. Денег-то на дорогую косметику не напасешься.  

— Я и многие мои подруги методично “обносим” магазин косметики на Тверской, — делится опытом Екатерина. — Там охранников на каждом шагу понатыкано, но они почему-то не замечают, как тушь медленно исчезает в моем рукаве, а тени и помада незаметно растворяются в кармане. Дошло до того, что я натырила так много, что потом уже и не знала, куда девать!  

Также девочки-воришки косяками идут в модные торговые центры, чтобы приобрести задаром новые шмотки. Под обстрел попадают все бутики, популярные среди молодежи. Для кражи одежды разработана целая система, ведь все предметы гардероба снабжены намагниченной защитой, которую можно снять только на кассе. Большинство дамочек вооружаются очень сильными магнитами. Их прикладывают к защите, и та открывается. Подходящие магниты используются в жестких дисках компьютера — ломаные диски покупаются за 50—100 рублей на радиорынках. Можно просто вырезать на одежде то место, где прикреплен “маячок”.

Зарубежные гастроли

Дипломированный специалист Кирилл недавно поведал о своем неудачном “шопинге” в Кельне. Парню удалось прибарахлиться новой сумкой, брюками и даже кедами (естественно, не потратив ни копейки), а когда он попытался пронести мимо кассы дорогую бутылочку горячительного, чтобы обмыть обновки, был пойман с поличным. На счастье воришки, охранник оказался русским! Сжалившись над земляком-недотепой, он выписал ему небольшой штраф и взял расписку, что в течение года тот не посетит этот магазин.  

Как показывает практика, избежать серьезного наказания за кражу довольно легко. По крайней мере шоплифтеры в этом уверены как никто другой, потому что первым делом они изучают закон. Например, если у охранника возникли подозрения относительно “мутного” посетителя, он имеет право задержать его до приезда милиции и предложить дождаться приезда стражей порядка. Но только если милиционеры были вызваны сразу. При этом, если вы попытаетесь убежать, секьюрити имеют право вас остановить, даже схватить за руку и проводить в служебное помещение. Но в этом случае они будут действовать на свой страх и риск. Потому что если окажется, что краденого товара при вас уже не будет (незаметно от него избавились) или не найдутся доказательства кражи, то можно смело подавать на охранника в суд за превышение полномочий. Осматривать сумки ни охрана, ни персонал сами не имеют права. Только милиционеры и только в присутствии двух понятых. Как правило, шоплифтеры до конца стоят на своем: “ничего не выносил”, “вам показалось”, “хотите — вызывайте милицию”. Иногда срабатывает — и воришек отпускают.  

Если сработала магнитная рамка, это вовсе не значит, что вы что-то украли, какой бы ни был при этом уверенный вид у охраны. Во многих случаях пищать начинают разные металлические и намагниченные предметы, так или иначе находящиеся в сумке, дисконтные карты и не оторванные защитные ленты в книгах.Если на глазах у охраны из рукава выпал батон колбасы — оправдываться уже поздно. Тут пригодится умение заговаривать зубы. Однажды бравые стражи настолько прониклись слезами девушки, попытавшейся пронести мимо касс кухонную лопатку ценой меньше 100 рублей, что милостиво забрали у нее найденные в кошельке 70 рэ, а 30 разрешили донести потом. Но в большинстве случаев все не так радужно. Многие магазины предлагают клиенту возместить стоимость товара в 4-кратном размере и в этом случае не вызвать милицию. Отдавать 2000 рублей за кофточку, которая стоит 500, конечно, обидно. Но шоплифтеры успокаиваются тем, что за всю жизнь украли вещей на гораздо большую сумму. Если сотрудники все же вызвали милицию, то можно тоже отделаться штрафом, а можно и попасть под уголовную ответственность.  

Реакция на поимку с поличными у молодежи противоположная. Одни решают, что игра в освобождение магазинов не стоит свеч, и сходят с экстремальной дорожки. Другие, наоборот, жаждут мести. Ведь с попавшимися на краже покупателями персонал и милиция особо не церемонятся. “Украли рублей на 400, а залетели на 4 тысячи. Но ничего, в плюсе они останутся недолго...” — можно быть уверенными, что эти угрозы уже воплотились в жизнь.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Комментарий заместителя директора магазина экономкласса в Жулебине Александра Гуменюка:  

— Каждый день мы фиксируем два-три случая кражи в нашем магазине. Отследить их довольно легко — по залу ходит сотрудник охраны в гражданской одежде и контролирует, чтобы покупатели не положили товар себе в карман или в сумку. Если такое замечается, то охранник ждет, чтобы человек прошел мимо кассы, не заплатив за то, что взял, и после этого производит задержание. Если сумма украденного больше 1000 рублей, без разговоров вызываем милицию. Если меньше, то по закону мы только можем вынести устное предупреждение и попросить оплатить товар на кассе. В том случае, когда у клиента при себе нет денег, приходится ограничиться предупреждением. Многие посетители начинают вести себя грубо и хамить — тогда мы тоже вызываем милицию, чтобы она провела профилактическую беседу. Причем даже если наворовали меньше, чем на установленную сумму. Неадекватно ведущих себя детей мы сразу передаем стражам порядка вне зависимости от того, сколько они украли, — ими занимается отдел по делам несовершеннолетних. Чаще всего у нас воруют зубную пасту Lacalut — она небольших размеров и дорого стоит. На втором месте — элитное спиртное: виски, ром. Потом идут шоколадки, жвачки, кофе и др. Основной контингент — дети, наркоманы и алкоголики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру