Россиянам напели лебединую пенсию

“МК” разобрался в деталях очередной реформы, которую готовят нам власти

1 октября 2008 года премьер-министром Путиным были озвучены контуры новой пенсионной системы страны. Предложения вызвали множество вопросов и у бизнесменов, и у наемных работников, и у пенсионеров. Ясно одно — Россию ждет четвертая пенсионная реформа за неполные 18 лет “нового летоисчисления”.

Законодательная чехарда

Первый закон о пенсионном обеспечении в современной России был принят еще во времена позднего СССР. Закон “О государственных пенсиях в РСФСР” от 20 ноября 1990 г. должен был соответствовать намечавшимся экономическим реформам. К тому же союзная система пенсионного обеспечения наполовину была дефицитной, а недостающие средства в значительной части покрывались за счет России.

Гайдаровские “прыжки в рынок” и прочие социально-экономические преобразования привели к тому, что при росте потребительских цен в 1992 г. в 26 раз денежные доходы населения увеличились только в 10 раз, а средняя заработная плата — в 12 раз. Все это отразилось на пенсиях, которые согласно пенсионному закону устанавливались в размере 55—75% заработка либо за последние 2 года работы, либо за любые 5 лет трудовой деятельности, но не могли превышать 3 минимальных размеров пенсий (для льготников — 3,5 размера). С 1 января 1992 г. минимальный размер пенсий составлял 342 рубля в месяц.

В условиях галопирующей инфляции и постоянного уменьшения коэффициента замещения (отношения средней пенсии к средней зарплате), который в 1990 г. составлял 41%, а в 1992 г. упал до 26%, Правительство России было вынуждено проводить постоянные индексации пенсий. Однако в условиях массового уклонения от уплаты пенсионных взносов такая мера лишь усугубляла дефицит образованного в декабре 1990 г. Пенсионного фонда России. Нужно было что-то делать.

21 июля 1997 г. был принят ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, закрепивший действовавший порядок начисления пенсий и параллельно утвердивший новый формат с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). По новым правилам при трудовом стаже в 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин пенсия составляла 55% заработка (а если стаж у мужчины равнялся, к примеру, 30 годам, то 60%) без ограничения максимального размера. Правда, пенсии, рассчитанные с применением ИКП, не выплачивались, если пенсионер продолжал работать.

Несмотря на рост среднего размера трудовой пенсии, коэффициент замещения продолжал снижаться.

Следовательно, ухудшалось материальное положение пожилых людей. Например, в 1998 г. коэффициент замещения составлял 27,5%, в 2000 г. — 27,8%, в 2001 г. — 25,5%. К тому же численность пенсионеров с 1995 г. по 2001 г. увеличилась на 3,6%, а занятых — снизилась на 7,9%. Снова нужно было что-то делать.

В конце 2001 г. был принят новый пакет пенсионных законов. В них было закреплено, что трудовые пенсии состоят из базовой, страховой и накопительной частей, пенсионные отчисления от фонда оплаты труда (ФОТ) составляют 28%, а минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии — 5 лет. Вводилась регрессивная шкала налогообложения, а согласно изменениям в Налоговом кодексе взносы в различные социальные фонды стали уплачиваться в составе Единого социального налога (ЕСН).

Но и эта система уже через три года существования претерпела изменения. Взносы были снижены с 28% до 20%, благодаря чему в ПФР снова возник дефицит, из накопительной программы обязательного пенсионного страхования были мягко удалены мужчины 1953—1966 г.р. и женщины 1957—1966 г.р., а отчисления на накопительную часть на 2005—2007 гг. были уменьшены с 6% до 4%. Коэффициент замещения снова начал падать и к концу 2007 г. составил 22,8%. В результате средняя пенсия по итогам прошлого года составила 3086 рублей (хотя к концу 2007 г. средний размер пенсий составлял 3682,3 рубля). На этот раз “что делать” знали многие.

Выгодная тема

В 2008 г. появилось сразу несколько концепций реформирования пенсионной системы. Вышли они из недр Минфина, Минздравсоцразвития и Института современного развития, одно время считавшегося цитаделью социально-экономической мысли в стране. Занимательно, что все представленные варианты тут же многократно цитировались, что приносило большие пиар-дивиденды их авторам.

Все представленные концепции предполагали оставить ЕСН, повысить нижний предел регрессивной шкалы налогообложения и ускорить движение в сторону накопительной части трудовой пенсии. Перспектива покрывать дефицит ПФР бюджетными субвенциями в 2009 г. в размере 133,7 млрд. рублей, в 2010 году — 262,8 млрд. рублей, в 2011 году — 384,1 млрд. рублей не устраивала никого. Заметим, что согласно первоначальному варианту бюджета на 2008 г. 57% средств ПФР и так составляют субвенции из федерального бюджета, а доля федеральных расходов на финансирование пенсионного обеспечения достигает 20%. Но, как это часто бывает в России, реальность опровергла даже самые сумасбродные прогнозы. Озвученный вариант пенсионных преобразований оставил столько вопросов, что искать ответы на них предстоит очень долго. Не исключено, что до очередной пенсионной реформы.

Гулять так гулять?

В общих чертах новая система обязательного пенсионного страхования выглядит так. С 2010 г. ЕСН заменяется социальными страховыми взносами, в ПФР они составят 26%. Если действующая система обязательного пенсионного страхования предполагает, что из причитающихся ей 20% 6 процентных пунктов (п.п.) перечисляются в бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8 п.п. отправляются в ПФР для солидарного перераспределения доходов в пользу пенсионеров, а 6 п.п. поступают на формирование накопительной части либо в ВЭБ, либо в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), то отныне все 26% будут оставаться в ПФР. Будут ли в этих 26% отчисления на накопительную часть или пенсионные накопления станут добровольным занятием, не знает никто.

Судя по всему, право на получение трудовой пенсии получат те граждане, чей страховой стаж (то есть период отчислений пенсионных взносов) составит 30 лет. Причем в пенсионные взносы будут уплачиваться с начисленного годового дохода не более 415 тыс. рублей в год (34,6 тыс. рублей в месяц). Получай в кассе хоть миллион – пенсию получишь исходя из 34,6 тысячи начисленного месячного заработка.

До сегодняшнего дня никаких более подробных сведений о пенсионной жизни страны с 2010 г. нет. Видимо, они еще не разработаны. В связи с этим возникает ряд вопросов, главный из которых — зачем так спешить?

Неужели нельзя было привлечь квалифицированных специалистов, коих у нас пока немало, и, не нарушая действующее социальное законодательство, разработать взвешенный проект пенсионной реформы. Говоря о нарушениях действующих законов, приведем лишь один пример. Согласно Федеральному закону “Об основах обязательного социального страхования” принципами такого страхования являются в том числе всеобщий обязательный характер, паритетность участия представителей субъектов страхования в органах управления и автономность финансовой системы обязательного соцтраха.

Во-первых, с 2010 г. обязательное пенсионное страхование в России становится уравнительным. Чем перед «авторами» провинились финансисты (средняя начисленная зарплата за август 2008 г. – 41162 рубля), производители нефтепродуктов (40783 рубля), нефтяники и газовики (40467 рублей), а также занятые в производстве кокса и нефтепродуктов (38326 рублей) – непонятно. Тем, что цены на нефть и газ выросли? Или тем, что их работодатели платят зарплату «в белую»? Не исключено, что к 2010 г. перечень видов экономической деятельности, где средняя начисленная зарплата превысит установленный рубеж, увеличится.

Во-вторых, где паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системой? Почему новые предложения были разработаны всего за сутки без необходимых консультаций с представителями бизнеса, науки, общества?

В-третьих, похоже, автономность финансовой системы обязательного социального страхования окончательно канула в Лету. Тарифы страховых взносов вычисляются “на глазок”, для сведения к минимуму финансирования социальных обязательств государства.

Предложения по формированию новой пенсионной системы очень похожи на узаконенный грабеж наемных работников. Как известно, взносы на обязательное пенсионное страхование — это часть наших доходов, откладываемая на “черный день” достижения пенсионного возраста. Поэтому было бы логичным, если бы работодатели выплачивали тем, кто получает в месяц больше 34,6 тыс. рублей, 26% взносов в ПФР с доходов выше этой суммы на руки. Однако в условиях предстоящего финансового кризиса, предполагающего сокращение издержек, даже думать об этом не стоит. Так что смысла показывать высокую зарплату больше нет.

Сами высокооплачиваемые работники в добровольном порядке формировать свои пенсионные накопления, скорее всего не будут. Логика проста – до пенсии еще далеко, вероятность дожить до нее, исходя из средней продолжительности жизни в стране, невелика, а в негосударственных пенсионных фондах, говорят, воруют. Вот доживем до пенсии – тогда и будем думать. В крайнем случае, дети помогут.

Практически единственным положительным моментом высказанных тезисов стали предложения по индексации пенсий тем нашим согражданам, кто имеет трудовой стаж до 1991 года. Им положена компенсация в размере 10% плюс 1% за каждый год советского стажа. Например, если нынешний пенсионер отработал до 1991 г. 35 лет, его пенсия будет проиндексирована на 45% (10% + 35%). Исходя из среднего размера пенсии по России в августе 2008 г. в 4536 рублей (будем считать, что это размер трудовой пенсии), прибавка составит 2041 рубль. Что лучше, чем ничего в условиях повального роста цен и тарифов.

Чемодан истории забыли!

В любой цивилизованной пенсионной системе есть несколько ключевых аспектов, без которых не обходится ни одна уважающая своих граждан страна.

Первый — профессиональные пенсионные системы. В России до сих пор действуют два “списка производств, работ, профессий, должностей и показателей”, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В этих списках порядка 1700 профессий, обладатели которых по достижении определенного возраста и трудового стажа имеют право на досрочное пенсионное обеспечение. В них, кстати, значатся и добытчики полезных ископаемых, и занятые в производстве кокса и нефтепродуктов.

Во всем мире для таких работников создаются профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие за счет дополнительных взносов работодателей тот самый досрочный выход на пенсию. В России же то ли у законодателей руки никак не дойдут, то ли промышленное лобби настолько сильно, но до сих пор “льготники” получают свои пенсии за счет взносов обычных работников.

Второй — паритетное софинансирование пенсионных накоплений работниками и работодателями. Во многих европейских странах трудовое законодательство составлено таким образом, что каждый евро добровольных пенсионных отчислений работников дополняется эквивалентным евро со счета работодателя. У нас же в роли работодателя выступает государство (уникальный в мировой пенсионной практике случай), непонятно почему уверовавшее, что средств Фонда национального благосостояния, откуда будут перечисляться средства государственной поддержки, хватит на 10 лет действия программы.

Третий — порядок в негосударственном пенсионном обеспечении. В настоящее время в России действует порядка 250 НПФ, значительная часть которых после обвалов фондового рынка, воровства в самих НПФ и управляющих пенсионными накоплениями компаниях (УК), а также дефолта 1998 г. находится на грани банкротства. В первом полугодии средняя доходность всех 63 УК, включая государственную УК “ВЭБ”, составила -2,82% (негосударственные УК показали отрицательную доходность в 2,89%). Данные за июль-сентябрь будут куда более оглушительными. По разным подсчетам, реальная покупательная способность пенсионных накоплений с учетом инфляции за прошедшие полгода снизилась более чем на 10%. В то же время наиболее успешными НПФ являются корпоративные, куда вход с улицы заказан. Спрашивается, куда нести свои сбережения тем, кого из обязательного и ранее — всеобщего обязательного пенсионного страхования выкинули?

Четвертый — неизбежное повышение пенсионного возраста. Пробный камень по поводу этого вбросил Минфин, чем навлек на себя море критики. К сожалению, в условиях расползающейся демографической ямы и продолжающейся убыли населения избежать этого шага не удастся. По всей видимости, “почетное” право объявить об этом будет делегировано Государственной думе, которой в следующем году предстоит принять пакет социальных законопроектов.

Аргументация будет примерно следующей. Во всем мире планка выхода на пенсию существенно выше российской, в стране продолжается снижение численности экономически активного населения и одновременное увеличение количества пенсионеров, кроме того, 55-летние женщины и 60-летние мужчины еще полны сил и обижаются, когда их выпроваживают на пенсию.

В разговоре о новой пенсионной реформе необходимо упомянуть теневой сектор экономики. Суммарное увеличение отчислений в фонды обязательного социального страхования с 2010 г. составит 8% (34% против нынешних 26%). В то же время затраты на услуги неформальной корпорации по обналичиванию стоят приблизительно те же 8%. Какой смысл зарабатывать больше 34,6 тысяч в месяц? Все равно социальные взносы с сумм превышения не платятся. А значит, доходы обнальщиков и прочих теневиков с 2010 г. значительно вырастут. Однако данный факт власть, похоже, не волнует. Надежды бизнеса на снижение НДС взамен увеличения ставок социальных взносов безосновательны. Мало того, что дискуссия о снижении НДС перенесена на следующий год, так еще правительство приняло такие наполеоновские программы, что на них никакой нефти не хватит. Не будем сбрасывать со счетов и замедление темпов экономического развития: по итогам августа уже 9 из 14 отраслей обрабатывающей промышленности показали снижение производства, а ведь финансовый кризис, по сути, в стране только начинается.

Россия скатывается на уровень XVIII-XIX вв., когда бюрократы, военные и прочие государевы люди пенсии получали, а крестьяне, коих в те времена было абсолютное большинство населения, о них даже не помышляли. Вся надежда была на детей: в старости не бросят, как-нибудь прокормят, а придет час – с почестями похоронят. Спасибо вам, господа чиновники, что не даете забыть наше историческое прошлое.

Варианты реформирования пенсионной системы

Минфин

1.    Оставить ЕСН с повышением ставки до 29% к 2020 г.

2.    Повысить нижний предел регрессивной шкалы с 280 тыс. рублей до 1,1 млн. рублей.

3.    Увеличить на 3% подоходный налог для лиц моложе 1967 г. для пенсионных накоплений.

4.    Постепенно увеличить возраст выхода на пенсию до 62,5 года.

Минздравсоцразвития

1.    Оставить ЕСН и увеличить ставку на необходимую величину.

2.    Отменить регрессивную шкалу налогообложения.

3.    Установить предел облагаемого заработка в 135% от среднего по стране.

4.    Продлить более чем на 10 лет программу государственного софинансирования.

Институт современного развития

1.    Оставить ЕСН по действующей ставке в 26%.

2.    Повысить нижний предел регрессивной шкалы налогообложения до $1000 в месяц.

3.    Из 20 п.п. ЕСН 6 п.п. направлять в ПФР, а не в бюджет, увеличить до 8—12% отчисления на накопительную часть пенсии.

4.    Для начинающих работать после 2010 г. отправлять на накопительную часть пенсии 15 п.п. из 20 п.п. ЕСН.

 

Численность пенсионеров и суммы пенсий по России в целом на 1 января 2008 года

 Показатели

 Численность пенсионеров, тыс. чел.

 Средний размер пенсий, рублей

Всего пенсионеров

 38 472,1

 3682,3

Трудовые пенсии

 35 958,3

 3737,3

Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению

в том числе госслужащие

 2513,8

 35,5

 2894,6

 6047,8

Социальные пенсии

 2161,7

 2724,1

Источник: Пенсионный фонд России.

 

Действующие и будущие условия обязательного пенсионного страхования 

 Действующие условия (без льготников) по ЕСН Будущие условия

 до 280 000 руб.:

 20% от ФОТ   

 отмена ЕСН, введение страховых взносов

 от 280 001

 до 600 000 руб.:

 56 000 руб. +7,9% от суммы свыше 280 000 руб. 

 до 415 000 руб.:

 26% от ФОТ,

 свыше 415 000 руб.: 0%.

свыше 600 000 руб.: 

81 280 руб. + 2,0%

от суммы свыше 600 000 руб.

 ставка отчислений

 на накопительную часть

 пока неизвестна

 

Возраст выхода на пенсию продолжительность жизни некоторых странах

 Страна

 Пенсионный возраст

 Продолжительность жизни

  США

мужчины 

женщины

 

65

65

 

75

81

 Германия

мужчины 

женщины   

 

65

65

 

76

82

 Чили

мужчины

женщины   

 

65

60

 

74

81

 Польша

мужчины

женщины   

    

65

60

 

71

80

 Латвия

мужчины   

женщины   

 

62

62

 

67

77

 Россия

мужчины

женщины   

 

60

55

 

59

73

   Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру