В Москве сегодня ожидают прибытия страшного груза. В столицу привезут погибших в авиакатастрофе в Перми, точнее, то, что от них осталось. А это больше 900 фрагментов. Ученым предстоит опознать по ним личности всех 88 жертв трагедии. Подробности экспертизы “МК” выяснил у главного судмедэксперта Минздравсоцразвития РФ, директора Российского центра судебно-медицинской экспертизы, профессора Владимира КЛЕВНО и его заместителя Павла ИВАНОВА.
— Вы сами выезжали на место трагедии?
В.К.: — Да. Вообще подобных масштабных исследований в стране еще не проводилось. И решили действовать максимально оперативно, учитывая прошлый негативный опыт. Помните катастрофу под Сочи на “Армянских авиалиниях”? Тогда экспертизу удалось сделать только по прошествии полугода с момента трагедии из-за процессуальных задержек. Теперь все должно быть по-другому. Уже выделили средства для проведения всех необходимых анализов.
— За рубежом тела погибших опознают уже на третий день после трагедии…
П.И.: — Это не совсем так. К примеру, тело последнего россиянина, погибшего в Таиланде (когда природный катаклизм унес жизни 6000 человек), вернули только спустя 4 года после трагедии. Мы получили его только в этом месяце. А вообще все зависит от многих факторов — от количества погибших, от того, сколько времени прошло с момента обнаружения останков и т.д. Но спешка в этом деле неуместна, иначе потом результаты экспертизы могут подвергнуть сомнению. К тому же будет двойная трагедия, если произойдет ошибка и люди похоронят не своего близкого, а чужого человека.
— А вообще опознать погибших в Перми сложно? Говорят, что там настоящая каша…
В.К.: — Тела действительно сильно изуродованы, и без ДНК-анализа ни одного из погибших опознать фактически невозможно. Хорошо еще, что останки не слишком обгорели, они не были в воде, не пролежали долго в тепле. Руководить исследованием будет профессор Павел Иванов, и, по его словам, идентификация займет примерно 3—4 недели. Потребуется дополнительное привлечение специалистов из других лабораторий ДНК-анализа БСМЭ некоторых субъектов Российской Федерации. Они будут работать в нашем центре вахтовым методом, в две смены. Специалисты сделают молекулярно-генетическое сравнение профилей ДНК останков с профилями, выделенными из образцов крови, взятых от родственников погибших.
— Слышала, что родные погибших осаждают ваш центр, чтобы сдать анализы…
В.К.: — Да. Мы берем у них кровь из пальца. Немного — каплю размером с монету, которую помещаем на специальный бумажный носитель. Но для проведения идентификации должно быть постановление следователя… А его пока нет. Однако мы родным не отказываем, хотя предупреждаем, что из-за процессуальных тонкостей может потребоваться повторный анализ.
П.И.: — Другой момент — многие из родственников, как потом выясняется, дальние. Двоюродные братья, дяди, дедушки… А идентифицировать человека по ДНК таких родственников намного сложнее, и для этого требуется гораздо больше времени. Да и достоверность будет недостаточной. Нужно искать ближайших родных. И здесь все зависит от следователей. Они ведь могут отыскать более близкого по крови родственника в любом городе, взять у него анализ на месте и отправить его в сухом виде по почте. Это реально.
— Останки погибших иностранцев будете идентифицировать отдельно?
В.И.: — Это просто невозможно. Как мы их выделим из общей массы фрагментов? Кстати, идентифицировать иностранцев нам позволят методики, признанные мировым сообществом.
П.И.: — Мы полностью готовы к исследованиям. Все необходимое у нас есть. И теперь все зависит от следственных органов. А тут есть проблемы. Управление криминалистики Следственного комитета решило взять под контроль исследования. Оно еще не передало нам фрагменты тел. Не исключено, что там посчитают, что анализы должны делать в другом учреждении (хотя таких возможностей, как в РЦСМЭ, нигде в стране больше нет) или даже за границей. Кстати, так было с идентификацией 5 тел детей, найденных в Красноярске. Анализы отдали на экспертизу в Англию и заплатили за это 200 тысяч долларов, причем результаты исследований британских специалистов ничего не дали.
КАК БУДУТ ХОРОНИТЬ ОСТАНКИ