Вчера стало известно, что 64 представителя творческой интеллигенции (среди них — Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Мариэтта Чудакова, Александр Гельман, Олег Хлебников, Денис Драгунский, Василий Аксенов…) обратились к президенту с просьбой “ни под каким предлогом не оставаться главой государства”. Авторы заявляют, что не все деятели культуры страстно желают третьего срока для ВВП, как утверждалось в открытом письме, подписанном неделю назад Зурабом Церетели, Никитой Михалковым, Таиром Салаховым и Альбертом Чаркиным.
Политическая дискуссия в, казалось бы, далекой от политики среде разворачивается на фоне набирающей в регионах силу “народной” кампании в поддержку сохранения Путина у власти — навсегда...
Мы обратились за комментариями к тем, кто поставил под открытым письмом свой автограф.
Литературовед Мариэтта Чудакова подтвердила, что инициатором ответного заявления стала именно она.
“Раболепие вообще отвратительно, — заявила Чудакова “МК”. — Будущее моей страны — на путях к свободному демократическому обществу, в котором живут граждане с чувством собственного достоинства, не цепляющиеся за чей-либо подол, размазывая слезы по щекам”.
Олег Басилашвили, актер: “Я подписываюсь под каждым словом. Больше мне нечего добавить... Что касается письма Михалкова—Церетели, то, на мой взгляд, авторы ставят Владимира Путина в очень сложное положение, призывая гаранта Конституции к нарушению этой самой Конституции. А ведь президент не раз говорил о том, что не собирается идти на третий срок... Зачем просить кого-то остаться нами руководить? У нас уже не XVIII, а XXI век на дворе, существует система выборов. Не боюсь ли я неприятностей после того, как поставил свою подпись? Я считаю, что чем откровеннее выскажется человек, тем больше пользы это принесет обществу. Здесь не за что карать”.
Денис Драгунский, писатель, журналист: “Обращение к Путину с призывом остаться на третий срок — это еще и неуважение ко всем нам. Ведь Михалков со своими единомышленниками обращались от имени всех деятелей культуры. А от нашего письма мы ждем понимания. Если единомышленники Михалкова напишут ответно, начнется полемика, которая перерастет в нормальное человеческое общение”.
* * *
Напомним, что 16 октября в “Российской газете” (официальный орган правительства) появилось письмо преданных поклонников Путина из области культуры и искусства. А 17 октября — статья спикера Госдумы Бориса Грызлова, где говорилось: “Все возможности будут задействованы, чтобы страной продолжал руководить Владимир Путин”. Г-н Грызлов, впрочем, в отличие от авторов первого письма говорит про “лидерство”, а не про “президентство”. Но что такое “лидерство” без настоящих властных полномочий?
Дальше — больше. На этой неделе по всей стране, начиная с Дальнего Востока, покатилась волна многотысячных митингов под лозунгами от “Путина — на третий срок!” до “Путин — наш лидер!”. Приходящий на митинги народ не скрывал, что любит президента в организованном порядке, по указанию местных властей. Власти же объясняют все “инициативой снизу”.
Кто бы сомневался! Но с чего вдруг поперла эта инициатива? Поскольку нам, как обычно, ничего и никто не объясняет, можно лишь предполагать.
Версия первая: речь идет о сценарии, который должен завершиться изменением Конституции. В Госдуме с августа 2006-го тихо лежит законопроект, отменяющий досадное ограничение по срокам для президента. Его можно принять — но времени на это, пожалуй, уже нет: президентская кампания должна быть объявлена в конце ноября — начале декабря. Так что если Конституцию и будут править, то, наверное, уже после декабря и не под нынешние президентские выборы.
Версия вторая: весь этот “народный” шум призван мобилизовать население на выборы 2 декабря и обеспечить нужный для власти результат. Их уже объявили чуть ли не “референдумом о доверии Путину”, хотя речь идет “всего лишь” о выборах депутатов Госдумы...
МЕЖДУ ТЕМ
В четверг вечером в телепрограмме “К барьеру!” случилось страшное: народ проголосовал против третьего срока Владимира Путина. Нет, конечно, не впрямую. Писатель-либерал Виктор Ерофеев вызвал на дуэль как раз по поводу пресловутого письма режиссера-патриота Никиту Михалкова. Итог: Ерофеев победил со счетом 90923:52380. Аргумент у писателя был один: в коленопреклонении творцов зачинается культ личности. Михалков же отвечал, что любит президента абсолютно искренне.
И не скажешь, что г-н Ерофеев был так уж ярок, а г-н Михалков — малоубедителен. И тем не менее народ поступок знаменитого режиссера почему-то не одобрил. Что бы это значило? Может, данную передачу смотрел какой-то особо отобранный народ, а поклонники Путина—Михалкова уже мирно спали, готовясь к завтрашнему рабочему дню? А может, наоборот, что-то не так с социологическими данными, в которых мы видим сверхвысокие рейтинги власти? Вопросы, вопросы…