Вчера губернатор Московской области Борис Громов вручал премии лучшим учителям Подмосковья. Среди лауреатов этой весомой награды был и преподаватель станции юных техников из Электростали Виктор Рожков. В педагогическом сообществе он человек известный — заслуженный работник образования, заслуженный тренер России. А это означает, что Виктор Семенович, говоря высоким штилем, всю свою жизнь посвятил детям. И губернаторская премия стала еще одним знаком признания его педагогического таланта и душевной теплоты.
Как же все начиналось? Когда отгремели победные залпы 45-го, Электросталь, конечно, не процветала. Город пропустил через себя все положительные и отрицательные заряды, на которые было богато послевоенное время. Отец нашего героя, Семен Васильевич Рожков, сгорел в танке под Сталинградом. Мать с утра до ночи на работе. Так что он сам, два его брата, как, впрочем, и большинство пацанов, чьи отцы не вернулись с полей Великой Отечественной, оказались, как говорится, на улице. С нее кто-то вышел на нормальную житейскую дорогу и стал человеком, а кто-то свернул на кривую тропинку, попал в компанию да и поехал в результате “греться на мордовское солнышко”.
Виктору Рожкову повезло. В девять лет судьба свела его с боевым летчиком Владимиром Артемьевичем Новиковым. Тот слов кудрявых не вил, а просто по выходным, отодвинув с дворового стола доминошников, стал ладить с окрестными пацанами планеры, макеты самолетов клеить. Он же отвел любознательного паренька к преподавателю местной станции юных техников Анатолию Гаврилову.
— В ход шло то, что было под рукой, — улыбается Виктор Семенович, — картон, щепа. Строгали, резали, клеили — все, по сути, делали на коленке. Деревянные дуги для планера над горячей лампочкой гнули. Зато наши модели летали, и это были необыкновенно счастливые минуты.
И тут же — важный узелок! По прошествии многих лет Виктор Рожков понял, что тогда ребятня тянулась к летчику-фронтовику не только из-за планеров. Пацанам до чертиков не хватало отцовского внимания, когда кто-то непременно должен, про жизнь рассказывая, акценты расставить. Ну и, понятное дело, научить элементарному — костер одной спичкой разжечь, с домашним инструментом обращаться.
Правда, тогда Виктор Рожков никак не полагал, что таким вот наставником доведется быть и ему самому. А вышло так.
После школы Виктор, понятное дело, засобирался в летчики. А медкомиссия в военкомате энтузиазм не разделила. “Ростом не вышел, — сказал дюжий товарищ военврач, — тебя из кабины видно не будет”.
Тогда Рожков подал документы в Саранскую летно-техническую школу. Пока готовился к экзаменам, выяснилось, что в тот год в школе начали набор на подготовку преподавателей для станций юных техников. Так Виктор Рожков стал педагогом. И когда по выпуску вернулся в родную Электросталь, уже знал, что будет делать.
Мир сверял свои возможности со скоростями королевских ракет и разучивал новые слова: “Гагарин”, “спутник”…
Так что Виктору Рожкову, набравшему первых учеников, сам Бог велел строить первую свою ракету. И осенью 1961 года эта ракета полетела. А уже в 1964 году проводился первый чемпионат СССР. Его победителями стали ребята из Электростали Александр Карпузиков и Геннадий Митрошкин. Спустя три года подготовленная Рожковым команда Московской области стала лучшей среди школьных коллективов Союза.
С тех пор минуло чуть не полвека. А интерес подмосковной молодежи к ракетному моделизму не иссякает.
Судите сами: каждый год в классы Виктора Семеновича приходит до ста ребятишек. А за сорок восемь лет его педагогической деятельности навыки моделирования и житейские уроки получили более шести тысяч подростков. Какие слова находит он, по-прежнему удерживая на орбите технического творчества десятки ребят?
Наверное, дело в том, что Виктор Рожков по большому счету не готовит из своих подопечных спортсменов. И хотя немало его учеников кандидаты и мастера спорта, победители самых престижных соревнований по ракетному моделизму — рекорды и звания здесь вовсе не главное. Что же ценнее медалей и чемпионских значков? Виктор Семенович убежден: тренеру или учителю куда важнее воспитать в подростках благородство, порядочность, чувство собственного достоинства, готовность прийти на помощь товарищу. Эти слова подчас звучат банально, их даже называют прописными истинами. А как не повторять их, если нынче в ходу совсем другие прописи.
Очень многие, кто прошел школу Виктора Рожкова, связывают свою жизнь с космонавтикой. Например, один из первых его учеников, Евгений Иванкин, — ныне ведущий специалист на фирме Хруничева. Среди бывших воспитанников — инженеры, летчики, конструкторы. В ракетно-космической промышленности работают Игорь Вишневский, Сергей Афонин, Альберт Набибулин. Военными летчиками стали Юрий Сафонов, Юрий Клираченко, Александр и Сергей Морозовы. А Алексей Фисенко вообще дослужился до генеральского звания.
Судьбы, судьбы, судьбы… Вот Сергей Сафронов… Двадцать лет назад мать привела его в секцию, что называется, от безысходности: отца нет, покуривать стал, домой за полночь является. Может, у вас станет человеком… Теперь кандидат в мастера спорта и неоднократный чемпион России по ракетному моделизму Сергей Сафронов — старший лейтенант милиции. Он до сих пор частый гость в классах юных техников. Год назад женился, и почетным гостем на свадьбе был, конечно, Виктор Семенович Рожков.
Вообще то, что, пройдя школу Рожкова, ученики не рвут с ней связей, помогают своему учителю, давно стало доброй традицией.
— Володя Овденко частенько к нам заглядывает, — говорит Виктор Семенович. — Он давно уже серьезный бизнесмен, а родные стены не забывает. На наших соревнованиях он частый гость. Более того, находит для нас средства на покупку необходимых материалов, на призы. Для нас это очень важно, поскольку финансирование ракетомодельной секции нынче весьма скудное.
Гордится Электросталь и молодой порослью.
— В прошлом году шестеро моих ребят поступили в МАИ, — не скрывает радости Виктор Семенович. — Да все наши дети — золотые ребята.
Безусловно, важнейшая здесь строка — участие в различных российских и международных соревнованиях. Ведь одно дело создать макет ракеты, полюбоваться ею в родных стенах, и совсем другое — заслужить признание других моделистов, сделать эту модель лучше всех.
Соревнования бывают двух видов. Если в классе копий, то сначала придирчиво оценивают модели — насколько они точно соответствуют оригиналу. Затем — пуски. Здесь и двигатель не должен подвести, и полет должен быть не с воробьиный скок. И у представителей школы Рожкова давно сложились свои победные традиции. В 1968 году Виктор Семенович впервые в стране запустил модель гагаринского “Востока”. В 1978-м со своим “Союзом-19” он стал призером чемпионата мира в Болгарии. Его ученики повторили в макете знаменитую королевскую “семерку”. Затем были лучшие в стране и мире другие “Союзы”, “Энергия-Буран”, различные космические станции. В прошлом году на масштабных международных соревнованиях на Байконуре представители подмосковной Электростали вновь подтвердили репутацию лучших ракетомоделистов мира.
— Рутины в нашем деле не бывает, — рассказывает Виктор Семенович, — поскольку космическая промышленность все время, образно говоря, подбрасывает нам образцы для подражания. На недавнем МАКСе мы демонстрировали свои модели, а сами уже захвачены новой идеей — создать серию ракет-носителей “Ангара”.
Проще или труднее нынче заниматься ракетомоделизмом?
— Нам по мере сил помогает городская администрация, и здесь слова признательности адресую начальнику управления образования Электростали Маргарите Рубановой, — говорит Рожков. — А иной раз в покупке материалов здорово помогают бывшие ученики.
А еще есть у Виктора Семеновича мечта — провести в Подмосковье соревнования на кубок главы Роскосмоса и губернатора Московской области.
— Конечно, есть официальные соревнования, — рассуждает он, — но если мы говорим о всяческих инновациях, высоких технологиях, то без всемерного стимулирования технического творчества молодежи мы современные кадры инженеров, конструкторов не подготовим. Я знаю, что и Анатолий Николаевич Перминов, и Борис Всеволодович Громов очень активно поддерживают различные технические школы и секции. И вот, представьте, разыгрывается именной кубок таких замечательных людей. Убежден, что это может стать значительным событием в жизни нашего региона. Да и не только региона.
Виктор Рожков полагает, что затрат такой турнир потребует немного, а пользы от него будет целый вагон. Ведь на орбите соревнований окажутся сотни подростков. И, как знать, вдруг для кого-то из них участие в этих соревнованиях станет настоящим стартом в большую космическую жизнь.
Так что, согласитесь, стоит попробовать.