Тот прав, у кого больше трав

Корреспондент “МК” побывал на экскурсии по футбольным полям “Лужников”

  В мае 2008 года на главной спортивной арене страны в Лужниках пройдет финальный матч футбольной Лиги чемпионов. Праздник, который, как известно, придет в Россию впервые. Но до сих пор неизвестно, какое решение примут европейские футбольные власти: прикажут играть на натуральной траве или искусственном покрытии, которое сейчас уложено на БСА. За 14 месяцев до финала корреспондент “МК” посетил лужниковское хозяйство в сопровождении главного технолога Дмитрия Федосеева.
     
     6 естественных газонов и 5 синтетических — это то, чем в настоящее время располагает олимпийский комплекс “Лужники”. А ноу-хау нынешнего сезона заключается в том, что принимать матчи чемпионата России будут уже как минимум два поля. Играть матчи 1-го дивизиона с участием московского “Торпедо” на 86-тысячнике смысла не имеет. Так что домашним для черно-белых в этом году станет “Спортивный городок” (прежде он именовался “Детским”). Кстати, его “развертка” согласно сторон света рекомендациям международных футбольных властей отвечает.
     — Здесь у нас уложен естественный газон, — рассказывает Дмитрий Борисович, — можно сказать, поле приходит в себя после зимы. С февраля задачу играть на натуральных полях никто не ставил, поэтому именно сейчас на газоне городка проводятся агротехнические работы. Они будут посвящены и самой траве, и устранению неровностей. А их пока здесь достаточно. Два года назад здесь проходили конные соревнования — так вот, после них поле все еще не может оправиться... Вот в нескольких местах вы видите участки потемнее — это травяные “заплатки”, которые нам ставила одна из отечественных фирм. Приживаются пока...
     — А для вас нынешняя теплая зима — это плюс или минус?
     — Для меня лично? (Смеется.) Конечно, плюс. А если серьезно, то для поля негативным оказалось теплое начало зимы. Трава дала семена, но тут грянули морозы, и все семена, не защищенные покровом снега, погибли.
     — Из каких трав состоит газон?
     — Это смесь трав (так называемый спортивный газон), которая состоит из овсяницы, мятлика лугового и лесного (который хорошо чувствует себя на затемненных участках), райграса... Полю, на котором мы сейчас стоим, более 10 лет, поэтому регулярно появляются и “чужаки” — одуванчик, клевер, подорожник.
     — Какие еще трудности с живым газоном возникают?
     — Под газоном, который мы с вами привыкли видеть, нередко скапливаются пласты прошлогодней слежавшейся травы. На нее со временем начинают оказывать влияние микроорганизмы, и тогда образуется очень плотная белесая пленка, которая не пропускает воду, а локальные участки могут заболачиваться...

* * *

     — Сочетаются ли комбинации травы и синтетики?
     — Такое практикуется. Например, у коллег из Черкизова. На стадионе “Локомотив” делается прошивка газона искусственными волокнами, что приводит к большей стабилизации газона. Работает специальная техника по прошивке. Точно так же справляются в Милане на знаменитом “Сан-Сиро” и других стадионах. Но в этом методе есть свои плюсы и минусы. Дело опять-таки в нашем климате. Впрочем, у европейцев обратные проблемы. Наша трава боится морозов, а в Европе плохо переносит жару. Но технологии обновляются, взять хотя бы системы полива: поле не только орошается сверху (этого нельзя делать под прямыми лучами солнца, только на закате и восходе). Благодаря специальным трубкам изнутри питаются корни. По этим же трубкам растениям подают воздух, чтобы они дышали, жидкие удобрения. А лишнюю влагу можно, наоборот, удалить.
     — Как производят стрижку?
     — Специальные машины-дернорезки укорачивают газон до определенной высоты (2-2,5 см). А кочки можно прикатывать специальными катками. Так что главное для травы — своевременно постричь, полить, покормить и дать отдохнуть.
     — Какие удобрения годятся для футбольных трав?
     — Есть специальные пакеты удобрений — весенний, летний, осенний — на основе азота, фосфора, калия...
     — А вот на новом стадионе имени Кирова в Питере вообще говорили про выдвижной газон. Это поможет сберечь траву с нашим-то климатом?
     — Если честно, не слышал. Конечно, это на пользу. Но вопрос в том, откуда он будет выдвигаться, как его в этом случае сохранить? Приезжайте через полгода, может, в свете предстоящего финала мы вам что-нибудь новенькое и покажем...

* * *

     — Возможно, что финал Лиги чемпионов придется проводить тоже на траве...
     — Теперь мы с нетерпением ждем, что предпишет нам УЕФА — подготовить к финалу на БСА естественное покрытие или сохранить искусственное. Вообще, эта организация разрешила проводить матчи турнира на синтетике, но финал пока играется на травке. Противники синтетики в УЕФА все еще есть.
     — И каковы же их доводы?
     — Наверное, доводы есть... Может быть, кто-то считает, что трава всегда лучше синтетики. Хотя синтетика вместе с тем — лучший выход для нашей климатической зоны. Во-первых, поддерживать такие газоны в должном состоянии несоизмеримо дешевле, во-вторых, мы участвуем в пилотном проекте УЕФА в числе пяти стадионов с искусственными газонами. Наряду со скандинавами. Но мы дали гарантии относительно проведения финала — быть готовыми к любому решению. На случай замены мы собираем коммерческие предложения, ведем переговоры с одной из голландских фирм, которая обеспечила живой травой 10 из 12 полей на чемпионате мира-2006 в Германии.
     — Если так, то что потом планируется делать с живым газоном? Продать?
     — Еще не совсем понятно, что нас ждет. Если финал будет сыгран на натуральной траве, ее постелют на другое наше поле. Примерно так мы осуществляем ротацию искусственных покрытий: вот этот ковер (наш гид указывает на соседнюю площадку) тоже в свое время лежал на БСА.
     — Предыдущего поколения?
     — Насчет поколений — четвертого, пятого, шестого — могу сказать, что это условности. По химическому составу, возможно, они и имеют отличия. Но я могу пока выделить максимум три. Для меня самое первое поколение — это ковер, на котором играли в манежах в советское время.
     — Который больно обжигал, когда падаешь?
     — Он самый. Второе — засыпанное песочком. А нынешнее — поле из волокон полипропилена и полиэтилена, заполненное и песком, и резиновой крошкой. Это — третий вариант. Ничего радикально нового пока не придумали. Конечно, волокна тоже различаются на фибриллированные (при засыпке расщепляются и скручиваются, а значит, лучше держат резиновую крошку) и так называемый монофиламент (сейчас на БСА), который менее обжигающий по своим свойствам, но при этом крошки из него высыпается больше.
     — А как объяснить, что некоторые наши футболисты не могут переходить с травы на синтетику…
     — Но ведь и теннисисту потребуется время, чтобы с грунтового корта перейти на траву или на “хард”. Мало кто знает, что на искусственных полях травм с тех пор, как УЕФА проводит эксперимент, произошло меньше, чем на живых газонах! Это говорю уже не я, а статистика…
     
Дмитрий ЛЮБИМОВ

"ГДЕ МЫ ВОЗЬМЕМ ГАЗОН В МАРТЕ"

     Позади март и два тура чемпионата России, а мы вновь, как тот баран, уставились все на те же ворота. Несмотря на раннюю весну и небывало теплый март, трава на стадионах если и зеленеет, то лишь местами, а поля больше напоминают колхозные, нежели футбольные. И вовсе не удивительно, что Газзаев ругает газон в Петровском парке, где его армейцы теряют очки в матче с “Динамо”. Но не для красного словца и ища оправдание Валерий Георгиевич пеняет на качество поля. Опять на те же грабли наступаем?
     
     Так меняется ли что-то к лучшему и что, в конце концов, надо сделать отечественным агрономам, дабы футболисты радовали нас качественной игрой не только летом, но и в марте, и в ноябре?
     На эти вопросы отвечают постоянные эксперты “МК” — основатель ВИА “Самоцветы” Юрий МАЛИКОВ и экс-тренер сборной России по футболу, председатель Объединения отечественных тренеров Михаил ГЕРШКОВИЧ.
     
     1. Справедлива ли критика полей?
     ГЕРШКОВИЧ: — Справедлива! Состояние газона очень сильно влияет на качество игры. Особенно страдают команды, в составе которых много техничных футболистов. Разрушать-то на плохом поле гораздо проще, чем созидать. Было бы хорошо, если бы все клубы пошли по пути, протоптанному “Локомотивом”, но в Черкизове используется довольно дорогая технология, и не всем она по карману. Вспоминаю советские времена: тогда мы все первые туры проводили в Тбилиси и Баку, Ереване и Ташкенте. В Москве начинали играть только в конце апреля — начале мая. Считаю, что жеребьевка — неправильный подход к составлению календаря. Такие игры, как “Спартак”—ЦСКА или “Локомотив”—ЦСКА, надо проводить позже. Тогда и зрителей на трибунах больше соберется, и футболисты смогут продемонстрировать все, на что способны.
     МАЛИКОВ: — В этом году благоприятная для полей погода, но жалобы на газоны все равно поступают. Это на совести директоров стадионов, которые не сумели подготовить арены к старту чемпионата. Строить надо. Пользоваться опытом, накопленным в Европе, — ведь не только в России суровый климат. На “Локомотиве” же смогли привести поле в порядок, вживляя искусственные волокна в натуральный газон. Помню, в прошлом году качественной травы на “Динамо” аж до июня не наблюдалось — это было что-то ужасное! Жалко футболистов, жалко сборную, которая вынуждена играть на отвратительных полях. Кочки, лужи — мяч не катится, а скачет, и мастерство футболистов нивелируется. Хорошее поле — предвестник качественной игры. И я понимаю и не осуждаю тренеров, которые сетуют на плохое качество травяного покрытия. Страдают все: и тренеры, и игроки, и болельщики, которых лишают зрелища. Поле для футболиста значит так же много, как аппаратура для музыканта. По своему опыту знаю: если колонки плохие, хоть лбом о микрофон бейся — звука хорошего не будет. Вот и футболисты фальшивят на лужах и кочках.
     
     2. Искусственный газон — единственный выход?
     ГЕРШКОВИЧ: — “Лужники” выручают — там можно играть практически круглый год. А так... Ну где мы возьмем в северной стране хороший газон в марте? Так что выходит: либо синтетику надо стелить, либо воспользоваться опытом “Локо”. Надо обязать клубы обеспечивать качество полей. Прописать отдельной строкой в регламенте, что газон должен соответствовать определенным требованиям. Ведь обязали же на всех стадионах установить пластиковые сиденья. На огородах в футбол играть нельзя.
     МАЛИКОВ: — Синтетика, конечно, не идеальный выход из положения. Но что делать, если погодные условия не позволяют расти траве? Предлагаю строить небольшие крытые арены. Хотя бы по одной на регион. Это бы позволило безболезненно для качества игры проводить матчи под крышей в марте и ноябре. А вообще — работать надо, стараться, ухаживать за газонами.
     
Александр ПОКАЧУЕВ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру