В пятницу глава парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане Александр Торшин назвал имя еще одного боевика, участвовавшего в теракте, — Юнуса Мациева. Мациева объявили в розыск. Наш обозреватель тоже отправился на его поиски. И нашел.
По словам Торшина, Юнусу Мациеву 22 года и он служил личным телохранителем Басаева. В бесланскую школу Мациев не входил, а остался в лесу для связи.
Этого Мациева из Старых Атагов уже полтора года тщетно разыскивает мать, беженка из Чечни, проживающая в Баку. По ее словам, Юнуса сняли с бакинского поезда “сотрудники неустановленной силовой структуры” на дагестанской станции Дербент в ночь на 2 июня 2005 года. Накануне Юнус сбежал из родительского дома и самовольно отправился на родину в Чечню поездом Баку—Кизил-Юрт, передав родителям через товарища, что “дальше так жить не может”.
Мациевы с 2001 года мыкались на чужбине. Сначала в Турции, потом в Азербайджане. Со слов членов этой семьи, опубликованных правозащитниками, известно, что Юнуса могли задержать в Дербенте потому, что в федеральном розыске находится один из близких родственников его отца. В свою очередь, предположу, что грехи этого родственника и стали основной причиной эмиграции Мациевых. Простая и не лишенная смысла логика наших контрразведчиков такова: родственник — значит, причастен.
Тогда же, в 2005-м, Мациевы обращались с запросами в линейные отделы милиции Дербента и Махачкалы, но там им ответили, что к задержанию Юнуса милиционеры непричастны.
И вот этот пропавший без вести Юнус вдруг появляется в докладе Торшина как телохранитель Басаева и связист бесланских террористов. Порывшись в своем архиве и облазив чеченский Интернет, я пришел к выводу, что Юнус Мациев вполне мог участвовать в бесланских событиях.
“Брат мой, кто ты?..”
Юнус Мациев засветился в Интернете в ночь на 16 апреля 2004 года на сайте kavkazchat.com — единственном ресурсе чеченцев, рассеянных войной по всему миру. Юнус создал тему по поиску односельчан и вышел в Сеть под ником Starie-Atagi. Судя по тому, что в постах Юнуса присутствует и латиница и кириллица, он чатился из-за границы, но, скорее всего, из Баку, так как в Турции вряд ли имеется русская клавиатура. Его идеологическая позиция понятна с первого взгляда. В качестве аватара — портрет Басаева. Слоган: “Даже если весь мир объединится с русскими против нас, он не сделает нам ничего, что не предписано нам Аллахом”.
Далее перевод с чеченского. Основные участники беседы — Юнус Мациев, Муслим (ник — Агрегат), Ислам (ник — Сандоглоз). Эти двое, судя по разговорам, находятся в Польше, в Кракове. Ник Ислама — Сандоглоз — в переводе с чеченского означает “у меня болит душа”. Он соответствует пронзительно ностальгическому духу созданной темы.
Юнус: “Салам алейкум, приветствую всех вас, мира вам! Атагинцы, где нас только нет. Давайте поговорим по душам, выкладывайте все, что накопилось за 2004 год. Заодно и я что-нибудь узнаю. Дай Бог всем удачи.
Слышите! Сегодня у Большой мечети в Старых Атагах будет митинг. Приходите, иначе эти русские федералы отсюда не уберутся. :))”.
Лиза: “Юнус, что происходит?”
Сандоглоз: “Эта мечеть стоит возле нашего двора. С 2000 года я там не был. Кто это сфотографировал? Увидел свой двор, и дух захватило. Мы там играли в футбол”.
Юнус: “Лиза, ты не узнаешь, что происходит, пока не придешь.
Сандоглоз, я взял фотографию с одного сайта. Очень обрадовался, увидев наши Старые Атаги. Брат мой, кто ты? Может, мы знакомы?”
Лиза: “Надо прийти — значит, приду. Раз собирается всё село, как же я останусь дома?”
Сандоглоз: “Вряд ли ты меня знаешь, я — грозненский. Но второй дом от мечети — Хамидовых. Ты, наверное, знаешь их. Это мои родственники по матери. В Атагах я недолго жил”.
Лилу: “Любимые Старые Атаги. Love, love, love!
Дай Бог, этим летом буду там”.
Этот разговор очень драматичен. Молодые люди назначают встречу в центре родного чеченского села, находясь кто в Турции, кто в Азербайджане, кто в Польше, кто в Эмиратах. А свою боль маскируют смайликами. Оказывается, поколение пепси, оторванное от родины, способно на настоящую тоску.
Boeviki.com
В 2004-м Юнусу Мациеву двадцать лет. А с родины его увезли в 17. Нет ничего удивительного в том, что юный эмигрант ненавидит федералов. Вот что он пишет в чате 25 апреля 2004 года.
Юнус: “Моджахеды атаковали оккупантов в Старых Атагах. (Это действительно было. По сводке Интерфакса, в субботу 24 апреля при столкновении с боевиками в Старых Атагах погибли трое военных, шестеро получили ранения. — В.Р.)
Во наши атагинцы дают! 15 боевиков всполошили всю российскую армию. Дай Бог им удачи, храбрые ребята!”
Агрегат: “Салам алейкум, земляки! Юнус, ты ищешь храбрых атагинцев? Вот я! Когда приедем домой, мы им устроим обстрел. :)
Дай Бог удачи нашим храбрым волкам. Аллаху акбар!
Амазонка, я в этом году должен жениться, тебе, по ходу, тоже замуж пора. Так что увидимся. :))))”.
Сектор Газа: “Тра-та-та-та-та-тах-трахх!”
Юнус: “Большое спасибо, Агрегат. Я в тебе не сомневался. Здесь у нас все нормально. Ты там у себя контролируй. Удачи! :))))”
Сандоглоз: “Сектор Газа, ты в кого стреляешь?”
Сектор Газа: “Поймешь, когда вырастешь, а пока предоставь небо птицам… А ты, Юнус, Старые Утюги, оказывается, боевик конкретный. lol! (Сетевой термин от laughed out loud, по-русски — “ржунимагу”. — В.Р.)”
Юнус: “А ты, Сектор, как думал?
Агрегат, все ли у вас нормально? Тебя там не обижают? Если что — дерни за ухо! (Чеченская игра слов. “Дерни за ухо” — то же самое, что “схвати за кадык”, и это же выражение означает “жми на спусковой крючок, стреляй”. — В.Р.)”.
Агрегат: “Юнус, все нормально. Справляемся. От Турпала привет”.
Юнус — Агрегату: “Муслим, так держать. Турпалу скажи, пусть держится до последнего патрона. Скажи, подмога идет. Не плошай. :)))”.
9 мая 2004 года.
(День убийства Ахмада Кадырова. — В.Р.)
Юнус — Агрегату: “Муслим, все-таки убили Кафирова. Че-то вы с Турпалом поторопились. Кафиров сам был неплохой человек. :)) Окружение у него плохое. Аллаху акбар!”
Агрегат: “Юнус, это признак того, что Всевышний все видит. И зарвавшихся долго на земле не держит. Привет от Турпала”.
Юнус: “Правильно говоришь, Муслим. Погибший на газавате идет в рай, а мунафик, помогавший русским, — в ад (Боже упаси). Турпалу салам. Здесь у нас все под контролем атагинского джамаата. :)))”.
Если вырезать из этого разговора смайлики, то всю компанию можно брать по подозрению в терроризме. Тем более что дальнейшие диалоги позволяют предположить, что наши герои способны не только на флуд.
Феликс следит за форумом
23 мая 2004 года
Агрегат: “Че это вы все затихли?”
Юнус: “По-моему, Муслим, кроме нас, эта тема никого не волнует”.
Сандоглоз: “Почему же, я тоже здесь!”
Агрегат: “Я 29 июня отъезжаю в Старые Атаги. Может, кому что передать дома?”
Сандоглоз: “Кстати, Юнус, где ты жил в Атагах? Я по Нурадилова, 191, а ты, по-моему, напротив мечети?”
Вантед: “Юни, вы все засветились тут. Теперь можно вас всех забирать”.
Агрегат — Сандоглозу: “Да нет, брат, Юнус жил в стороне от мечети.
Вантед, ты хоть атагинский, волчара?!”
Вантед: “Гадом буду, если “Феликс” за этим форумом не следит. Юнус, ты своими руками всем создашь проблемы”. (“Феликс” — это, разумеется, ФСБ. Возможно, Вантед и прав. И Мациева вычислили во многом благодаря и этому чату. А в телохранители к Басаеву он мог попасть благодаря своему аватару. — В.Р.)
Дальше Юнус Мациев поступает безрассудно. Он сливает в Сеть компромат на себя. Вантед спрашивает у Юнуса, кого он знает из атагинского джамаата, и Мациев перечисляет своих погибших знакомых. Причем называет их не только по именам — имена могли знать и более-менее посторонние люди, — а по позывным, известным только близким знакомым. Юнус называет погибших братьев Истапаевых — Имрана и Ибрагима (позывные Тумсо и Фирдаус), Мовсара Садулаева (Муххамад), Абу-Бакара Джумаева (Амин) и размещает некоторые фотографии этих людней, которые очень скоро были удалены администратором сайта.
Мациев называет Зураба Сутаева (позывной Дарар), Адо Натаева (Шайх). На самом деле позывной Натаева — Шейх, Шайх — это чеченский выговор, и это косвенное доказательство, что Юнус узнал позывной не из теленовостей. Кроме того, Юнус знает подробности смерти Зураба Сутаева, погибшего при выходе из Грозного в феврале 2000 года. По словам Юнуса, Сутаев погиб во время намаза — эту подробность знает далеко не каждый. Пытаясь рассеять подозрения Вантеда в том, что он обычный балабол, Юнус перестарался и привел доказательства собственной близости к боевикам. Одного этого поста спецслужбам вполне достаточно для задержания Юнуса Мациева как минимум в качестве свидетеля.
Джундула
18 июня 2004 года Юнус Мациев пишет:
“В Атагах поедим чепалгш (национальные блюдо типа пирога с творогом — В.Р.), Вадги (глава администрации Старых Атагов Вахид Гадаев. — В.Р.) в село нас пустит. :)) Может, заодно и на мельницу заглянем (Мельница для атагинцев — синоним ада. Место дислокации специальной следственной группы, собранной из сотрудников ФСБ и ГРУ. Находится на северной окраине села. — В.Р.). Я собираюсь предъявить грязным федералам, чтоб уматывали из нашего села. Ислам, покажи по карте, с какой стороны ты войдешь в Атаги. :))))”.
Ислам-Сандоглоз резко обрывает Юнуса: “Следи за языком! Ты в чате. Контролируй себя, не болтай лишнего”.
И с 18 июня 2004 года Юнус Мациев из чата исчезает. Форумчане его безуспешно ищут и зовут. Разговоры о Юнусе продолжаются и в его отсутствие, что косвенно свидетельствует об авторитете Мациева:
— Юнус, откуда у тебя эти фотки с Мовсаром Садулаевым? Когда я его увидел, не смог сдержать слезу. Пацан был что надо.
Наличие у Юнуса эксклюзивных карточек боевиков подтверждает его близость к ним.
7 ноября 2004 года.
Абу-Бомба: “Помогите найти Юнуса, у меня к нему личные счеты. Этим летом он задолжал мне два “Сникерса” (летом чеченцы называют период с мая по октябрь. — В.Р.). Я еще не встречал муджахедов с таким аппетитом”.
Связь с Юнусом осуществляет некая Мурсалина, которая представляется его сестрой. И тут в отсутствие Мациева выясняется одна важная подробность про его собеседников. Мурсалина спрашивает у людей, ищущих Юнуса, кто они и откуда. Ей отвечает некий Джундула: “Я со Старых Атагов, сам я сааевский, так же как и Агрегат и Кировник. Зовут меня Сайд-Магомед. Лично я с Юнусом не знаком, знаю его через Муслима и Турпала (Агрегата и Кировника. — В.Р.)”.
В декабре 2002 года я был в командировке в Старых Атагах. Командир чеченского ОМОНа, ныне покойный Муса Газимагомадов, проводил там грандиозную зачистку под кодовым названием “Буря”. С тех пор у меня хранится аналитическая справка Мусы по оперативной обстановке в селе. Вот отрывок из этого документа: “В настоящее время в Старых Атагах дислоцированы три преступные группы. Эмир первой группы Джумаев Абу-Бакар. Члены группы: Катаев Аюб, Джумаев Зелимхан, Азимов Ибрагим и Гакаев Магомед-Хусейн. Дополнительно в группу набраны следующие лица: Самбиев Анзор Шарпудинович, позывной Джундула, 1981 года рождения. В настоящее время находится в Старых Атагах по улице Центральной возле мечети. Имеет пулемет РПК и радиостанцию “Кенвуд”.
Джундула — позывной редкий. Даже если появившийся в чате Джундула и упомянутый в справке боевик из Старых Атагов не одно и то же лицо, это в любом случае близкие люди. Просто так чужое прозвище чеченец не присвоит. И Агрегат, и Джундула, и Кировник, и Юнус Мациев могут и не входить в состав подполья, но если они изъявят такое желание, то смогут легко это сделать.
Тут необходимо объяснить, чем чеченский чат отличается от обычной сетевой болтовни. Он не анонимен, чеченцы теснее остальных связаны между собой кровными узами и географией, и если ты участвуешь в разговорах, спрятаться под ником практически невозможно. Я говорю это к тому, что слово чеченца в Сети весит больше, чем слово типичного флудера. Конечно, при условии, что он общается с земляками. А постороннему в такое общение влезть непросто. Надо как минимум знать чеченский язык.
Возвращение Мациева
Мациев возвращается в чат только в январе 2005-го, и, судя по его словам, он за время отсутствия сильно повзрослел:
Юнус: “Всем привет! Ну, рассказывайте, каждый понемногу, что тут без меня было”.
Чеченец: “Да что нам-то рассказывать. Это ведь ты уходил. Как себя чувствует наш герой? Ты хотел послушать нас, но я думаю, будет разумно послушать тебя. У тебя же есть что рассказать нам. Так что мы слушаем”.
В этом сообщении главное — между строк. Героем Юнуса до сих пор никто не называл, чеченцы словом “турпал” (герой) не разбрасываются. Собеседник намекает, что Юнус участвовал в чем-то рискованном. И просит поделиться впечатлениями. А Юнус уже поумнел, научился держать язык за зубами и помалкивает.
И здесь его первый раз называют по фамилии:
— Мациев, ты куда пропал?
Юнус отзывается только через две недели, 8 февраля:
— Слушай, мужик. Если тебе не трудно, скажи мне, кто ты.
В прежних постах Юнус не позволял себе такого высокомерного тона в общении с незнакомыми людьми. Кажется, он действительно каким-то образом получил право так разговаривать.
Дальше Юнус обращается к Агрегату:
— Как твое душевное самочувствие? Передай Турпалу привет, скажи, что война закончится к 2017 году :)))).
А спустя еще месяц, в марте 2005-го, Юнус совершает странный поступок.
6 марта 2005.
Юнус — Вантеду: “Посмотри на эту фотографию. Крайний слева — хороший снайпер. Остерегайся его! :)))”
По ссылке, указанной Мациевым, — школьная фотография. Крайним слева стоит высокий парень. Я долго не мог понять, в чем смысл этого поста. Зачем Мациев указывает на конкретного человека и называет его хорошим снайпером? Фактически он сдает этого парня властям. И в его дом в любой день могут прийти с зачисткой. Смысл мне объяснил один чеченец:
— Скорее всего, на фото сам Мациев. У нас не принято хвастаться в открытую. Но показать себя на фотографии и сказать о себе в третьем лице — нормальный чеченский прием. Вроде бы и про другого сказал, и похвастался.
По постам Юнуса можно понять и идеологию, которую он исповедует. В одном из сообщений Мациев высмеивает накшбандийцев, последователей одного из исламских течений, распространенных в Чечне. “Накшбанде — наркобанда”, — каламбурит Юнус. Такую шутку в Чечне может позволить себе только ваххабит. Для остальных подобный юмор — верх невоспитанности.
Всю весну Мациев постит статьи о зачистках, чувствуется, что он на взводе, и по некоторым признакам ясно, что опять собирается в Чечню. Сандоглоз просит Юнуса зайти в Атагах к его родственникам. Агрегат просит передать атагинскому другу новый номер его телефона. 8 мая 2005 года Юнус из чата пропадает и не появляется там по сей день.
Как я уже говорил выше, по словам матери, Юнус сбежал из дома в Баку 1 июня 2005 года. 2 июня был снят с поезда в Дагестане неизвестными силовиками. И с тех пор пропал.
Если ты есть, дай о себе знать
О судьбе Юнуса можно гадать по сообщениям от 30 марта 2006 года. Вот что он пишет Агрегат: “Оказывается, сегодня у нашего брата Юнуса день рождения. От имени всех атагинцев, Юнус, желаю тебе всего наилучшего, веры и благополучия, здоровья. Если ты есть, дай о себе знать. Надеюсь, атагинцы присоединятся к моим пожеланиям. С уважением, Муслим”.
Отвечает ему некий Апок. Он появлялся в чате редко и, в отличие от остальных форумчан, никогда не говорил лишнего: “Агрегат, остается одно — подписаться под твоими словами, лучше не скажешь. Аминь… Но маленький дуа сделаю для всех, кто именно в этом нуждается, некоторые меня поймут: Ва Асалуллаха ан яфукка кулла асрал мулминин. Ва ассаламу алейкум”.
Дуа — чеченское название мусульманской молитвы, которая читается только по мертвым. Видимо, Апок знает чуть больше остальных.
И напоследок еще отрывок из справки командира чеченского ОМОНа, Героя России посмертно, полковника милиции Мусы Газимагомадова: “В населенных пунктах Атагинского сектора оказывается психологическое давление на молодежь 12—15-летнего возраста, вовлечение их в преступную деятельность. Членами незаконных вооруженных формирований в поселке Старые Атаги расставляются посты, на которых 12—15-летние подростки с радиостанциями контролируют въезд всего автотранспорта и посторонних лиц, что способствует безопасности бандгрупп… 25 ноября 2002 года. Грозный”.
Такие, как Юнус Мациев, могут стать и интернетовскими флудерами, и связистами у боевиков. Могут писать посты, а могут и стоять на посту. У кого на что хватит духу. Ловить их просто. Хвастаясь перед ровесниками, они сами расскажут о себе всё, назовут и адрес, и фамилию, и карточку свою вывесят. Как пропавшего без вести Мациева не нашли, да толком и не искали. Возможно, теперь его найдут как участника бесланского теракта. А если и такой розыск ничего не даст — можно списать Юнуса на потерянное поколение.
P.S. В минувшие выходные в Старых Атагах прошла адресная зачистка, чего в селе давно не бывало. Чеченские силовики отрабатывают информацию вице-спикера Торшина.