Джоконда — не женщина

Леонардо да Винчи придумал свой символ Пасхи?

Джоконда, Леонардо… Загадка знаменитой картины средневекового мастера становится, похоже, самой актуальной проблемой наших дней. То ли еще будет после громкой премьеры фильма “Код да Винчи” на Каннском фестивале! А пока… Стоило лишь появиться в “МК” небольшой заметке об открытии петербургского искусствоведа Михаила Аникина, предложившем свою версию расшифровки “кода” мастера Леонардо, в редакции раздался звонок:

— Я по поводу Моны Лизы. Предлагаю иное толкование этой картины-аллегории, даже доклад делал на международной научной конференции, посвященной юбилею да Винчи. Дело в том, что великий изобретатель и фантазер Леонардо изобразил на этой картине в аллегорическом виде… Пасху.

Владимир Ширяев долгие годы проработал в самолетостроении, занимал крупные должности на авиационных предприятиях… Все резко поменялось в 1998-м.

— Мне тогда попалась на глаза маленькая публикация, посвященная загадке “Джоконды”. Помню, смотрел на газетную репродукцию этого портрета и самонадеянно думал: ну что тут может быть такого, чтобы невозможно разгадать уже многие века?! Интуитивно взял кусочек бумаги, прикрыл им одну половинку портрета — и с другой половины его на меня взглянуло… мужское лицо!

С той поры Владимир Иванович “заболел” “Джокондой”. Он забросил все остальные дела и уже семь лет занимается только изучением творчества да Винчи. По многу раз проштудировал “Суждения” Леонардо, перечитал все книги о нем и его картинах, которые были опубликованы у нас за последние сто лет… Версий по поводу “расшифровки” образа Моны Лизы обнаружилось несколько.

Неправильная Мона

— В прежние времена преобладали мнения, что Леонардо изобразил здесь одну из своих современниц: Мону Лизу — жену Франческо дель Джокондо, любовницу Джулиано Медичи (брата папы римского Льва Х) герцогиню Констанцию д`Авалос или еще одну его любовницу — Пачифику Брандано… Фрейд полагал, что у Джоконды запечатлена улыбка матери самого художника… Еще один исследователь пришел к выводу, что эта дама беременна и улыбается столь необычно, пытаясь уловить движение плода в чреве своем.

Позднее к разгадке тайны портрета подключились медики и физиологи. Внимание всех привлекала в первую очередь заметная несимметричность лица и улыбки изображенной женщины. Отоларинголог из США Кристофер Адур заявил, что Джоконда страдала параличом лицевого нерва. Датский врач Беккер-Христиансон еще более категоричен: Мона Лиза страдала идиотизмом. Стоматолог и эксперт по живописи из США Джозеф Барковски пришел к выводу, что у Моны Лизы во рту недостает многих зубов — отсюда и асимметрия. Французы — физиолог-терапевт Анри Греппо и специалист в области микрохирургии рук профессор Жан-Жак Конте вынесли свой диагноз: тело Моны Лизы частично парализовано, а знаменитая улыбка — это судорога.

В 1986 году американка Лилиан Шварц при помощи специального метода наложений сопоставила “Джоконду” и известный автопортрет Леонардо да Винчи. Вывод получился оригинальный: на картине художник изобразил самого себя. Фотограф из Англии Лео Вала, разработавший новую систему, по которой изображение анфас можно преобразовать в профиль, попробовал применить свой способ к “Джоконде” и получил… портрет женщины, страдавшей болезнью Дауна! Интересный эксперимент попытался осуществить скульптор профессор А.Рош. Он решил сделать по портрету Леонардо мраморный бюст Джоконды. Однако трехмерная Мона Лиза так у него и не получилась. Отчаявшийся мастер заявил, что с физиологической точки зрения у этой модели все неправильно: и лицо, и руки, и плечи.

Три в одном

— У Джоконды действительно лицо и члены тела не соответствуют физиологической принадлежности одному человеку, — говорит Ширяев. — Это собирательный образ, а его асимметричность — следствие того, что Мона Лиза “составлена” из двух полуобразов. Когда с помощью компьютера я нанес разделительную линию на репродукцию портрета и по ней раздвинул изображение, сразу же обнаружились в этом женском лице два других. Причем оба они — мужские!

— Но кто же они, эти двое мужчин, “спрятавшиеся” в портрете?

— У правого образа — полные губы, уголки их подняты вверх, родинка возле переносицы. Мужчина улыбается, он выглядит жизнерадостным… А вот второй образ совсем иной: он выглядит застывшим, с плотно сжатыми тонкими губами, с окаменевшими мышцами лица… То есть один персонаж “здоровый”, а другой — “больной” или даже “мертвый”. Справа явно угадывается изображение Иоанна Крестителя (и это не родинка у него возле переносицы, а помаз — след церковного обряда посвящения в сан предсказателя — Предтечи!). Слева художник изобразил Иисуса с лицом, искаженным от мук, или, возможно, уже мертвого. При создании “Джоконды” Леонардо объединил два противоположных мужских профиля в единый женский образ — образ Богоматери.

Вазари, известный исследователь творчества художников Возрождения, писал, что да Винчи старался писать свои картины так, что они были подобны письменным повествованиям. Такой мини-рассказ содержится и в самом знаменитом творении Леонардо.

Богоматерь сидит в кресле, скорбящая о смерти Иисуса Христа. Но вдруг она слышит обращенный к ней возглас Иоанна Предтечи: “Христос воскресе!” Она оборачивается, на лице возникает первый проблеск улыбки…

Если посмотреть внимательно на руки Джоконды, становится очевидно: они тоже принадлежат двум разным людям. Левая рука — застывшая, “мертвая”. А правая — “живая”, в ней угадывается жест: будто бы слегка ощупывает что-то. Продолжая “читать” картину-рассказ, можно понять — это Богоматерь, еще не поверив до конца только что услышанной радостной вести о воскресении сына, пытается ощутить кончиками пальцев возрождающееся биение жизни в его неподвижной пока руке… Именно таким движением и объясняется мышечная припухлость на руке Джоконды между большим и указательным пальцами. А ведь до сих пор никто из исследователей так и не смог объяснить данный “анатомический феномен” на картине Леонардо!

— Повествование о Пасхе, которое мастер адресовал своим потомкам, — вот вывод, который мне удалось сделать после нескольких лет исследования шедевра Да Винчи, — считает Ширяев. — На женской голове угадывается правильный, абсолютно симметричный контур вуали. Однако на самом деле художник показывает нам нимб, осеняющий лоб девы Марии.

— Но в Библии ничего подобного не упоминается — ни о возгласе Иоанна Предтечи, ни о присутствии девы Марии при воскресении…

— Так ведь Леонардо и не пытался иллюстрировать Новый Завет. Это его “фантазия на тему…”. Гениальный художник рассказал в “зашифрованной” картине-аллегории о каноническом библейском событии по-своему.

Версия, согласитесь, более чем смелая. Впрочем, насколько наш читатель близок к истине, мог бы сказать только сам Леонардо Да Винчи. А раз это невозможно, давайте хотя бы на минуту поверим в чудесное объяснение тайны шедевра. В конце концов, когда еще верить в чудеса, как не накануне Пасхи!



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру