В Российской партии пенсионеров разразился очередной скандал — в минувшую пятницу городская конференция московского отделения отозвала свой список кандидатов в депутаты Мосгордумы.
На столь резкий шаг участники партийной конференции пошли после того, как в списках потенциальных кандидатов в городскую Думу от РПП вместо партийных деятелей были обнаружены неизвестные активистам партии личности. Более того: из 19 претендентов на места в столичном парламенте лишь шесть человек оказались жителями Москвы. А трое из претендентов — и вовсе члены семьи депутата Госдумы Валерия Гартунга — супруга Марина, его 23-летний сын и собственно сам парламентарий. Формированием столь странных списков Гартунг, очевидно, занимался самостоятельно: до последнего времени под его началом было и московское отделение партии пенсионеров. Партактив заподозрил, что места в списке банально проданы Гартунгом людям, далеким от проблем пенсионеров.
Стоит напомнить, что до недавнего времени депутат числился руководителем партии. Правда, чуть ли не с первого дня его деятельность сопровождалась длинной чередой скандалов.
Суд установил, что избрание Гартунга руководителем РПП состоялось с большим количеством нарушений законодательства и устава партии. Достаточно сказать, что в момент проведения избравшего его “карманного” съезда г-н Гартунг даже не являлся членом РПП.
Как пояснил Владимир Пономаренко, председатель Исполкома РПП, Валерия Гартунга никогда особенно не интересовали интересы пенсионеров. По словам Пономаренко, Гартунг “стал отстаивать исключительно интересы крупного бизнеса, а также занялся вопросами допуска его представителей в различные органы Законодательных собраний двенадцати субъектов Российской Федерации”. Да и своеобразная интерпретация Гартунгом не только интересов партии, но и партийного устава, всегда вызывала бурю негодования в рядах РПП, но любое недовольство гасилось “зачистками” — люди, не согласные с политикой Гартунга, просто изгонялись из рядов РПП.
Пономаренко утверждает, что за последние пару лет партия пенсионеров “превратилась в своеобразную бизнес-структуру, без особых стеснений предлагающую места в партийных списках на региональных выборах “денежным мешкам”. Причем, считают в аппарате РПП, до последнего времени помешать Валерию Гартунгу не мог никто.
История со списками в Московскую городскую думу довела ситуацию до точки: в столичный избирком попал перечень кандидатов от РПП, многих из которых актив отделения в глаза не видел. Только на этот раз “пенсионер от бизнеса” просчитался. Решением конференции Валерий Гартунг сначала отстранен от должности руководителя Партии пенсионеров, затем снят с поста председателя московской городской организации, а списки потенциальных кандидатов признаны недействительными. Чем закончится эта эпопея, пока неясно. Однако московское отделение РПП, видимо, не успеет заявить своих кандидатов и поэтому участия в выборах депутатов столичного парламента не примет. Правда, грустить по этому поводу московские пенсионеры не спешат. По словам восстановленного в правах лидера Российской партии пенсионеров Сергея Атрошенко, которого суд не так давно восстановил в правах, “участие в выборах — это не самоцель нашей организации”.
К федеральным парламентским выборам РПП, избавившись от гартунгского наследия, может подойти в весьма конкурентоспособном состоянии. Сам Валерий Гартунг это, по-видимому, хорошо понимает и поэтому даже теперь не может успокоиться.
По некоторым данным, РПП уже была предложена г-ном Гартунгом своему земляку Виктору Христенко. Однако министр промышленности и энергетики, будучи далеко не новичком в политике, от сомнительных политических активов отказался. Тогда от Гартунга последовало “лестное” предложение спикеру Совета Федерации Сергею Миронову (“Партия Жизни” Миронова имеет достаточно низкий рейтинг, поэтому широко известная РПП была бы очень кстати). Но и Миронову скандальный ресурс тоже ни к чему.
Такого скандала за всю историю проведения в России демократических выборов не знала ни одна партия. Но решение выйти на время из выборного процесса можно считать сильным ходом со стороны руководителя РПП Сергея Атрошенко. Перспективной политической организации лучше вовсе не быть представленной на выборах, чем послужить ширмой для чуждых бизнес-интересов. А перспективность РПП сомнений не вызывает.
Во-первых, у партии серьезная социальная база — по данным последней переписи населения, в России почти 40 млн. пенсионеров, по 445 человека на каждую тысячу работающих граждан. Во-вторых, пенсионеры — одна из самых политически активных групп населения. В-третьих, электоральный потенциал партии пенсионерами не исчерпывается: согласно результатам опроса, проведенного фондом “Общественное мнение”, 59 процентов россиян убеждены, что пенсионеры должны иметь собственную политическую организацию.