Самый неформальный Будда

Его святейшество длай-лама XIV: “Переселение на Марс? Что ж, это прекрасно”

…Он входит в комнату, и от былого напряжения не остается и следа. Живой Будда в красных монашеских одеяниях улыбается, подмигивает и заливисто смеется. Кажется, он вообще не знает, что такое печаль. Но это не так: он просто умеет с нею справляться, он знает, как стать счастливым, и учит этому других. В мире мода на буддизм. Впрочем, в интересе к религии для пытливых умов, как еще называют буддизм, нет ничего удивительного. Что бы мы ни делали, к какой бы конфессии ни принадлежали, все мы стремимся к счастью. А главный проводник к нему — живое воплощение Будды Сострадания, его святейшество далай-лама XIV.


Его книги “Искусство быть счастливым”, “Открытое сердце”, “Искусство быть счастливым на работе” и другие многомиллионными тиражами изданы во всем мире, на его лекции записываются на много лет вперед, а попасть к нему на аудиенцию и вовсе из разряда невозможного. Буддисты всего мира считают: если ты общался с далай-ламой, то в следующем своем воплощении снова будешь человеком, а не птичкой, рыбкой или земляным червяком.

С 1959 года, после того как Тибет стал частью Китая, далай-лама живет в изгнании в небольшом поселке Дхарамсала у самого подножия Гималаев, что на севере Индии. Война и китайская культурная революция уничтожили больше миллиона тибетцев, разрушили больше 6000 древних храмов и превратили сотни тысяч людей в беженцев.

— Ваше святейшество, вы и монах, и лидер тибетского народа, и государственный деятель, и ученый. Так кто же вы все-таки в первую очередь?

— Я монах. И моя главная задача состоит в изучении и применении на практике философии буддизма. Своей духовностью и своим опытом я стараюсь служить другим людям. А вообще, большую часть жизни я провожу как простой буддийский монах. Просыпаюсь в половине четвертого утра и посвящаю утренние часы учению, молитвам и медитации. Правда, мой брат подсмеивается надо мной, говорит, что я встаю так рано, потому что голоден и хочу завтракать. Может быть, он в чем-то и прав, но все-таки главная причина — мое желание медитировать.

— Вы самый неформальный лидер из всех конфессий. Представить Папу Римского, дающего интервью “Плейбою”, — на грани богохульства, невозможно, однако вы это сделали. Кроме того, рекламировали компьютеры. До какой степени открытости вы готовы дойти? И вообще — есть ли ей предел?

— Конечно, есть, это та граница, которую я сам перед собой поставил. У меня никогда не было желания пить или курить. Даже если бы я захотел это сделать, то не смог бы. Второй аспект — политический. Я беженец, и этим многое сказано. Есть ряд моментов, когда я вынужден молчать. На долю моего поколения пришелся кризис, который имел трагические последствия для всей нашей культуры и народа в целом. Учитывая серьезность ситуации, тот факт, что наш народ и его уникальная культура находятся на грани уничтожения, я понимаю, что любые мои усилия по их сохранению будут иметь важное значение. И поэтому я — неформальный. С другой стороны, я часто думаю, что формальные барьеры не приводят ни к чему хорошему. Я это понимаю и этим отличаюсь от остальных.

“Страх отнял у меня несколько лет жизни”

— В основе любой религии лежит нечто с рациональной точки зрения необъяснимое. К вам тоже часто подходят и просят сотворить чудо...

— Я не обладаю способностями полностью просветленных Будд — всезнанием, всевидением и всемогуществом. Поэтому, когда люди приходят ко мне и просят исцелить их или сотворить чудо, я чувствую себя весьма неловко.

— Значит, вам тоже знакомо чувство неуверенности в себе?

— Сейчас — иногда в делах, которые касаются отношений с Китаем. Но в этих случаях я обычно советуюсь с различными официальными и неофициальными лицами, интересуюсь мнением своих друзей. В результате почти все решения, которые я принимаю, оказываются хорошо взвешенными и продуманными, поэтому я никогда о них не сожалею. Чем вы искреннее, чем открытее, тем меньше в вас страха, так как вам нечего скрывать от окружающих.

— В своих книгах вы говорите о том, как преодолеть свои высокомерие и гордыню. Суть учения заключается в размышлении о страдании, его видах и проявлениях. А можно ли высокомерие и гордыню победить как-то по-другому?

— Да, конечно. Поразмышляйте об огромном множестве областей, в которых вы абсолютно невежественны. Вспомните, как много в современной системе образования существует различных дисциплин. Подумайте, насколько узок круг ваших знаний, и это поможет вам справиться с гордыней.

— Обычный человек, как говорят у нас в России, часто боится сесть в лужу: допустить ошибку, показаться глупым. А с вами что-нибудь подобное случалось?

— Это было в 1954 году в Китае, в первый день переговоров с Мао Цзэдуном и его соратником Чжоу Эньлаем. Тогда я еще не был хорошо знаком со всеми правилами протокола. И совсем забыл, что в начале беседы нужно говорить на отвлеченные темы и лишь затем переходить к делам. Я же так нервничал, что заговорил о наболевшем, как только присел! Надо мной тогда долго смеялись. Прошло много лет, но я и сейчас испытываю легкое беспокойство каждый раз, когда мне предстоит выступать перед большой аудиторией. На что мои помощники мне говорят: “Ну и зачем было принимать приглашение?”

— И как вы справляетесь с мандражом?

— Напоминаю себе, что читаю эту лекцию не для того, чтобы показать свои знания, а для того, чтобы помочь людям. Я объясняю то, что знаю и понимаю сам. Если я чего-то не понимаю до конца, то честно говорю: “Для меня это сложно”. На этот счет есть хорошая аналогия: старый беззубый человек ест только мягкую пищу, жесткую откладывает в сторону. Вот и я так же — просто ее откладываю. При этом я не беспокоюсь, как выгляжу в глазах других людей, поскольку знаю: искренняя мотивация действует как противоядие против страха и беспокойства.

— Буддистов, страдающих от ненависти к себе, вы научили, как поступать: избегать размышлений о неизбежности страданий или несовершенстве бытия, больше сосредотачиваться на положительных аспектах их существования — например, на неограниченности заложенного в них потенциала. А что же делать небуддистам — в петлю лезть?

— Задумайтесь о том, какое счастье — обладать таким совершенным инструментом, как человеческий разум. Кроме того, все люди наделены способностью выбирать направление своего развития. И если постоянно напоминать себе об этом потенциале, постепенно эта мысль станет частью вашего мировоззрения и отношения к людям и к самим себе. Она поможет вам избавиться от отчаяния, ощущения беспомощности.

— Вы знаете, что такое страх? Сильный страх — почти шок?

— Когда китайцы вторглись в мою страну, мне пришлось бежать из дома. Я помню, как был в тот момент напуган, моя голова в тот момент была абсолютно пуста — никаких мыслей... И еще я помню, как читал перед большой аудиторией молитву, которую выучил перед этим наизусть. Мне было тогда семь лет, и меня слушали как минимум несколько тысяч монахов. И тут на меня нашло, как бы это сказать, затмение, что ли. Все мысли улетучились из головы. Я хорошо знал эту молитву, я ее несколько месяцев повторял. Когда я начал ее читать, слова лились сами собой, будто на автомате. Но в голове моей в этот момент было пусто. Прошло две или три минуты, наступил перерыв. И только теперь я заметил, что вокруг меня по земле расхаживают голуби, а передо мной стоит мастер пения. Тут я почувствовал страх. Я думаю, тот страх, который я тогда испытал, отнял у меня несколько лет жизни.



“Ко мне подлетел комар — я его отогнал”

— О загадках и тайных знаниях Тибета написано немало книг. В России, в частности, популярны истории о том, как Гитлер в поисках сакральных сокровищ отправлял на Тибет свои экспедиции.

— Я тоже слышал об этом, когда был маленьким. Но реальных доказательств их пребывания на нашей земле так и не обнаружил, хотя и не искал их специально. Интерес Гитлера к Тибету понятен: он исходил из его отношения к свастике, которая присутствует в символике Тибета. А что касается тайных знаний на Тибете, так вы их ищите. И если найдете что-то странное и интересное, то сообщите мне, я приглашу вас на аудиенцию.

Китайцы нередко отзываются о тибетцах как об отсталом народе. И эта отсталость приписывается нам не потому, что мы недостаточно развиты с духовной или религиозной точки зрения. Наши священные тексты и духовные знания — это то, чем мы по праву можем гордиться. Однако мы действительно отстаем в плане современного образования. От недостатка знаний, или, с буддистской точки зрения, неведения, многие проблемы. Поэтому нужно постоянно учиться, анализировать прочитанное, самосовершенствоваться. Неведение постоянно подталкивает нас к неправильным решениям. Очень важно помнить, что все вещи взаимосвязаны, и для решения любой проблемы очень важен целостный подход.

Что касается книг о Тибете. Некоторые так называемые специалисты превратили нашу страну в миф, хотя в том, что они говорят и пишут, слишком много выдумки.

— Наверное, они просто не хотят расставаться со своим представлением о Тибете как о земном рае, долине Шангри-Ла, где все заняты полезной и гуманной деятельностью...

— У нас существует ряд заповедей, которым мы и наше правительство следуем. Они основаны на буддийских принципах отношения к природе и в особенности к животному миру. Несмотря на то что тибетцы следуют принципу “не навреди”, у нас есть мясники, забивающие скот, потому что жителям нужно мясо.

Отличительной чертой тибетской культуры и религии является сострадание. Это качество проявлено в нас с самого рождения, и, быть может, в большей степени, чем у некоторых других народов. У китайцев, например, есть блюдо — мозг обезьяны. Они раскалывают черепную коробку еще живой обезьяны и поедают ее еще горячий мозг. Это явное свидетельство недостатка сострадания. Сострадание — это лучшее, что у нас есть. Мы должны пестовать и лелеять это драгоценное качество.

Весьма печально, что мы отвергаем больных СПИДом. Когда мы встречаемся с частью населения, оказавшейся в тяжелой ситуации, нам предоставляется отличная возможность практиковать заботу о ближнем и сострадание. Однако я часто говорю: “Мое сострадание — лишь пустые слова. Вот ныне покойная мать Тереза действительно была олицетворением сострадания!”

Недавно я летел на самолете в Сикким. Рядом со мной оказалась австралийская пара. Неожиданно ко мне подлетел комар, и я отогнал его. Комар направился в сторону австралийки. Не думая ни секунды, она его убила. Я сказал ей всего несколько слов, и она пообещала, что впредь никогда не будет убивать насекомых.

— Начинать нужно с малого?

— Начинать следует с самих себя. Мы должны постараться расширить свой кругозор, рассматривая ситуацию со всех сторон. Обычно мы, сталкиваясь с какими-то проблемами, смотрим на них с собственной точки зрения и иногда даже сознательно игнорируем другие стороны ситуации. А это очень часто приводит к отрицательным последствиям. Поэтому так важно иметь широкие взгляды. Мы должны осознать, что другие люди — тоже часть нашего общества. Его можно рассматривать как тело с конечностями — с руками и ногами. Конечно, рука отличается от ноги, но если с ней что-то случится, то рука ей поможет. Поэтому, когда в нашем обществе что-то не так, мы должны прийти на помощь. Почему? Потому что это часть одного тела, часть нас самих. С другой стороны, если взять функции мозга, то выяснится, что и с этой позиции сострадание оказывает на организм человека положительный эффект. Ученые признали, что эмоции имеют очень большое значение для нашего здоровья. И, наоборот, гнев, неспособность сострадать несут в себе отрицательный заряд, вред, они разрушают нас изнутри. Так что, как видите, буддистские практики отлично сочетаются с современной наукой.



“Наша Голубая планета слишком прекрасна”

— Судя по тому, как вы интересуетесь наукой, вас не слишком пугает технический прогресс?

— В целом я очень хорошо отношусь к новым технологиям, но пока ни одна технология не может заменить того, что являет нам человеческая жизнь во всей ее полноте, никакие новые технологии не способны проявлять эмоции. Если это когда-нибудь случится, то тогда мы об этом и поговорим. В любом случае, важнее всего простые человеческие ценности, и если технологии стоят над человеческими ценностями, то это нехорошо. Эмоциональные проблемы технологии не решают.

Материальное развитие и духовное развитие — это две разные плоскости, но материальный прогресс не должен означать отказа от духовности. Для решения наших внутренних проблем нужны совершенно другие методы. Если мы возьмем христианство, то это поклонение Богу, если буддизм — медитации и анализ реальности. Если я как религиозный человек буду говорить, что технологии не нужны, то тогда надо все отбросить и взять ослика, и ехать в Дхарамсалу несколько лет. Чтобы выступал религиозный лидер перед аудиторией, нужен микрофон, нужны колонки; у нас есть часы, у нас есть машины. Единственное исключение составляют созерцатели, которые годами сидят в горах, — вот им технологии не нужны. А всем остальным без них просто не обойтись.

— Что в будущем ждет нашу планету?

— Мы должны о ней заботиться, ведь это наш дом, единственный дом! Правда, ученые говорят о возможности переселения на Марс или Луну. Если мы действительно сможем это осуществить — что ж, прекрасно. Но почему-то мне кажется, что все не так просто. Нам понадобится масса оборудования только для того, чтобы дышать там. Думаю, наша Голубая планета слишком прекрасна и дорога всем нам. Если мы разрушим ее или же ее постигнет какая-то страшная катастрофа из-за нашей небрежности, то куда нам тогда деваться?

У нас много и других проблем. Одна из них — пропасть между богатыми и бедными. Число миллиардеров растет, в то время как бедные остаются бедными, а в некоторых случаях беднеют еще больше. Это весьма плачевно. На мировом уровне мы видим материально благополучные нации и нации бедные. Это тоже не радует. Это не только безнравственно, но и является источником беспорядков и беспокойства, которые рано или поздно постучат в нашу дверь.


ОТКУДА БЕРУТСЯ ДАЛАЙ-ЛАМЫ?

Далай-лама XIV, в детстве Тэнзин Гьяцо, родился в бедной тибетской семье скотоводов 6 июля 1935 года, через два года после смерти далай-ламы XIII. По буддийскому учению о перевоплощениях (реинкарнациях), душа умершего далай-ламы переселяется в ребенка, который становится следующим духовным главой буддистов. В 1937 году поисковая экспедиция тибетских монахов, испытав десятки кандидатов, нашла Тэнзина (среди множества игрушек и вещей он выбрал те, которые принадлежали предыдущему далай-ламе. “Это мое”, — тут же сказал он).

Вскоре он был провозглашен главой теократического государства Тибет, а также главой буддистов всего мира и очередной инкарнацией Будды. В 24 года Его Святейшество сдавал экзамены на звание доктора богословия. Их принимали 30 ученых в присутствии 20 тысяч монахов. Далай-лама выдержал испытание блестяще.

В 1990 году за миротворческую деятельность далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира. Его политика “ненасильственного сопротивления” принесла ему широкую известность и способствовала распространению буддизма. На сегодняшний день в мире — больше миллиарда буддистов.

Между тем в КНР далай-лама объявлен государственным преступником, а тибетцы, живущие в изгнании, — сепаратистами.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру