Более четырех месяцев продолжалась историческая партия между выдающимся шахматистом современности Виктором Корчным и читателями “МК”, в результате увлекательной борьбы гроссмейстер взял верх. И вот в прошедшую пятницу были подведены итоги — Виктор Львович специально прилетел в Москву и целый день провел в редакции.
Программа была весьма насыщенной. Все началось с сюрприза: Корчного уже поджидал известный бард Леонид Сергеев, автор оперы “Шахматы”, одним из главных героев которой является наш гость из Швейцарии. Напомним, что когда Корчной покинул Советский Союз, его имя запрещалось произносить, а во время поединка с Карповым в Багио на родине его называли не иначе как “претендент”. Многие годы считалось, что шахматная песня, посвященная этому матчу, принадлежит Высоцкому, но недавно выяснилось, что это не совсем так. Вот “пессимистическое” начало оперы Сергеева:
И вот они сидят: один — кумир народа,
Что пьет кефир в критический момент.
Другой — злодей без племени и рода,
С презрительною кличкой “претендент”.
Вместе с тем Станислав Говорухин однажды опубликовал следующие “оптимистические” строчки Высоцкого на ту же тему:
На Филиппинах бархатный сезон.
Поклонники ушли на джонках в море.
Очухался маленько чемпион,
Про все, что надо, высказался он
И укатил с почетом в санаторий.
Видно, задумка у Высоцкого была, но дальше одной строфы дело не пошло. Однако можно считать, что эта песня принадлежит сразу двум бардам: один разыграл ее дебют, другой — эндшпиль. Разумеется, кассету со своей оперой Сергеев подарил ее герою.
Полтора часа Корчной подписывал свой двухтомник: “Мои 55 побед белыми” и “Мои 55 побед черными”, еле-еле завершил работу до прихода читателей в редакцию. Как и было обещано, 50 игрокам, угадавшим наибольшее число ходов, наряду с другими призами, вручили и это уникальное издание. Но перед этим Корчной подробно рассказал о партии: впервые пресс-центр “МК” украшала большая демонстрационная доска. Свои комментарии победитель сопровождал многочисленными лирическими отступленими и воспоминаниями. Это был яркий и запоминающийся спектакль гроссмейстера, который несколько десятилетий пребывал на шахматном Олимпе.
Далее последовала торжественная процедура награждения (список лауреатов был опубликован в “МК” месяц назад). К сожалению, Анатолий Васильев, занимающий первое место в списке, в настоящий момент находится в командировке в Чечне, и роскошная ваза от казино “Космос” и другие призы достались его супруге Марине. А когда Васильев вернется домой, на письменном столе его будут ждать книги Корчного.
Затем Виктор Львович ответил на бесчисленное множество вопросов, которые задали ему читатели: никто не остался без внимания — Каспаров и Крамник, Ананд и Пономарев, Фишер и Илюмжинов.
Четыре часа продолжалась встреча — вполне можно было ставить точку. Но многие читатели мечтали сразиться с великим человеком один на один, специально готовились, к тому же шахматные фигуры уже были расставлены. И поэтому завершил вечер сеанс одновременной игры на 15 досках — лауреаты покидали редакцию абсолютно счастливыми (особенно те, кто сумел одолеть Корчного).
Много интересного рассказал наш гость в тот день. Вот, пожалуй, самая занятная история — о его встречах с русской мафией, которые протекали с переменным успехом.
Почти тридцать лет назад, став невозвращенцем, Корчной долго добивался, чтобы его семью выпустили на волю. Претендент почти отчаялся, и в 1981 году ему посоветовали обратиться к нашей мафии в Америке. Дружественный разговор с ее крестным отцом состоялся в одном из ресторанов Нью-Йорка. Гроссмейстер поделился своими проблемами и предложил деньги. Главарь мафии, о котором ходили слухи как о Робине Гуде, ответил, что дело политическое, и они вряд ли смогут помочь, в любом случае деньги пока не нужны. А через три месяца жену и сына Корчного отпустили. Тогда он попросил своих знакомых узнать, должен ли он что-нибудь мафии. Ему ответили: нет, они к этому непричастны.
Но спустя два года, когда Корчной снова посетил Штаты, в аэропорту Кеннеди его уже ждали люди из мафии, и они намекнули, что в освобождении семьи не обошлось без их поддержки. И, не предъявив никаких доказательств своего участия, потребовали 40 тысяч долларов. Такой суммы у Корчного с собой не было, и он предложил выписать чек на 8 тысяч (больше банк не выплачивал). Чек брать не рискнули, но обшарили карманы претендента и забрали все что было — 1026 долларов. Корчной был не столько расстроен, сколько удивлен новому повороту событий, а потом узнал, что, оказывается, в мафии сменилось руководство: “Робина Гуда” убили, возможно, из-за мягкости характера. Прошел год — и тут объявился еще один мафиози: он специально приехал к “должнику” в Швейцарию. Гроссмейстер снова готов был подписать чек — на 6 тысяч долларов, но тот отказался: слишком мало. И здесь эта странная история обрывается — в итоге все обошлось потерянной в Нью-Йорке наличностью, а с головы Корчного не упал ни один волос. Вероятно, на его счастье, в русской мафии опять сменился крестный отец…