Шустрым пострелом подсуетился “РекордЪ” — премия российской индустрии звукозаписи, пока остальные только начинают чесать затылки в преддверии неотвратимо надвигающегося конца года со сладостно-неизбежным процессом подведения музыкальных итогов. Аж в начале ноября они назвали главные достижения отечественной музиздательской индустрии, вооружившись не субъективным мнением пресловутых “экспертов” да “академиков” и даже не “гласом народа” (на чем, к примеру, десятилетиями стоит “ЗД”), а сухой статистической цифирью рыночных рейтингов. Не лишне взглянуть на эти показатели в начале собственного ЗД-марафона по выявлению “Итогов’03”.
Впрочем, идея награждать артистов за рекордные тиражи их альбомов кажется абсурдной в стране, где легально продается меньше половины кассет и дисков (по самым радужным подсчетам — 34%). Эти легальные 34% и учитывались при подведении итогов, так как пиратские, во-первых, не подсчитаешь, а во-вторых, с ними надо всячески бороться. К премии помимо ее традиционных учредителей — информационного агентства “InterMedia” и Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) — в этом году присоединилось и Министерство культуры, чем, видимо, обозначило озабоченность государства разгулом пиратской разлюли-малины и стремление “мочить” нелегалов, поощряя “легалов”.
Каким бы хилым с виду легальный рынок ни был, он все-таки отражает тенденции года. Резко, к примеру, повысился интерес к мюзиклам и саундтрекам, поэтому не исключено, что к следующему году церемония “Рекордъ” обзаведется новой номинацией. Свои данные предоставили более 40 российских и международных звукозаписывающих компаний, работающих на здешнем рынке, — и крупные, и “узкоформатные”, штампующие, например, сугубый тяжеляк. И открылась поразительная картина: в главной номинации “Лучший альбом” тяжеловесы прошлых лет — “Руки Вверх!”, “Дискотека Авария”, Земфира и др. просто отсутствуют! Вместо них — нахрапистые панки (или типа панки?) “Король и шут” с “Ленинградом”, не менее трэшевый псевдо-лесбо-дуэт “Тату”, вполне трэшевые в угаре своего патриотизма “Любэ” и даже новый альбом Софии Ротару! В “Дебютах года” схлестнулись Авраам Руссо, “Краски” и протеже Пугачевой Любаша, уже изрядно подзабытая, но год назад актуальная… За зарубежный “РекордЪ” вяло толкались локтями Аврил Лавин, Шакира, Эминем, Пинк и “A-Ha” — продажи легальных лицензий плачевно мизерны. За “Сингл года” схлестнулись сразу две версии “нотрдамовской” “Belle” — в исполнении Петкуна со товарищи и группы “Smash!!”.
Всего номинировались 183 музыкальных проекта, заявленных звукозаписывающими фирмами, с суммарным тиражом 23 млн. копий. Это вдвое больше всего рекорд-рынка Финляндии, чему все радовались как дети — мол, мал золотник, да дорог. Понятно, что не слону с моськой мериться, но все же! Цифры отразили также возврат легального рынка России к докризисному уровню — более 100 млн. носителей. Еще одной интересной особенностью отечественного музрынка, всплывшей на “Рекорде”, оказался взлет национального репертуара в регионах. К примеру, тиражи альбомов лидеров татарских хит-парадов, никому практически не известных за пределами Татарстана (речь не об Алсу), уже сопоставимы с показателями продаж всероссийских кумиров.
Шустрым пострелом подсуетился “РекордЪ” — премия российской индустрии звукозаписи, пока остальные только начинают чесать затылки в преддверии неотвратимо надвигающегося конца года со сладостно-неизбежным процессом подведения музыкальных итогов. Аж в начале ноября они назвали главные достижения отечественной музиздательской индустрии, вооружившись не субъективным мнением пресловутых “экспертов” да “академиков” и даже не “гласом народа” (на чем, к примеру, десятилетиями стоит “ЗД”), а сухой статистической цифирью рыночных рейтингов. Не лишне взглянуть на эти показатели в начале собственного ЗД-марафона по выявлению “Итогов’03”.