Рельсы столь нахально вылезли из-под земли, что престарелый, почти истлевший “Москвич”, не сумев преодолеть железный барьер, жалобно скрипнул, вздрогнул и оставил на трамвайных путях пару своих передних колес.
Трамвай, упершись в недвижимое имущество, выдавил из своего чрева разъяренного кондуктора, который тотчас же со знанием дела оценил обстановку как безнадежную и, матерясь в адрес владельца “Москвича”, подытожил:
— Ну ты, отец, попал…
“Отец” согласился:
— Да уж… Тыщ на пять будет…
Спустя пару месяцев “отец” выудил из почтового ящика письмо с исковым заявлением, из которого следовало, что он в течение четырех часов мешал проехать трамваям, чем лишил депо возможности заработать на извозе.
И потому задолжал трамвайному парку ни много ни мало — почти 60 тысяч рублей…
В попытке не упустить свое “Мосгортранс” научился подсчитывать количество перевезенных трамваем пассажиров за единицу времени и вывел хитрый алгоритм расчета убытков, причиненных, скажем, перегородившим путь автомобилем. Для имитации справедливости хозяева “электрических погремушек” даже ввели специальные понижающие и повышающие коэффициенты, применяемые в зависимости от времени суток, загруженности того или иного трамвайного маршрута и размера зарплаты кондуктора. И взялись за дело…
И теперь каждый вагоновожатый, лишенный возможности давить на контроллер по причине наличия на его пути “мертвого” автомобиля, обязан настучать в депо на водителя-злодея и привлечь из числа пассажиров (коих — полный вагон и маленькая тележка!) свидетелей форменного безобразия.
А уж депо разберется, сколько денег требовать через суд у саботажника!
По некоторым данным, в одном из столичных судов уже почти разобрались: владельца “Тойоты”, который более восьми часов пытался реанимировать на трамвайных путях 3-го и 39-го маршрутов свой скоропостижно отошедший в небытие тарантас, “Мосгортранс” поставил аж на 5 тысяч долларов! Других таких же несчастных, на три часа занявших рельсы 19-го маршрута, суд за недополученные “Мосгортрансом” от восьми тысяч пассажиров деньги в качестве оплаты за проезд вот-вот “приговорит” к выплатам в размере полутора тысяч американских рублей.
И будет, видимо, прав…
Фискальная политика “Мосгортранса” с точки зрения законов рыночной экономики и норм Гражданского кодекса практически безупречна: терять деньги из-за болванов, раскорячивших свои рыдваны на шпалах, неинтересно ни трамвайному парку (от упущенной выгоды), ни водителю трамвая (от недополученной зарплаты).
Однако, предъявляя подобные иски к водителям автомобилей, “Мосгортранс” должен быть готов к тому, что его опыт в деле компенсации материальных потерь может для него самого обернуться еще большей утратой, поскольку практика взыскания неполученных доходов — столбовая дорога с двухсторонним движением.
Эксперты не исключают, что первый же удовлетворенный судом иск о возмещении “Мосгортрансу” упущенной прибыли заразит “положительным примером” его клиентов — потенциальных пассажиров — и возбудит в них страстное желание предъявить руководству трамвайного парка аналогичные требования.
И на суды, не исключено, низвергнется лавина исковых заявлений, которые у каждого неоднократно замерзавшего зимой на трамвайной остановке в ожидании “дрезины” вертелись на языке: “Вы мне, козлы, за это ответите!”, но так и не доходили до суда.
Между тем суммы, которые смогут предъявить “Мосгортрансу” в качестве реально понесенных убытков все опоздавшие по его вине на работу и потому уволенные (или того хуже — не устроившиеся на нее по причине опоздания к началу “отборочного тура”), не успевшие на поезд или самолет, в роддом или к заключению выгодной коммерческой сделки, будут вполне сопоставимы с трамвайными убытками от нерадивых водил.
С той лишь разницей, что обиженных “Мосгортрансом” в залах суда соберется несравнимо больше!
Не получится ли, что начальники трамваев открыли на свою голову ящик Пандоры?
Ответчиков, на которых может быть возложена обязанность возместить “Мосгортрансу” ущерб, следует разделить на две категории: на хамов, умышленно бросающих свои машины поперек дороги в светлое будущее, и на несчастных, попавших на трамвайных путях в ДТП или по бедности вынужденных передвигаться на убитом, то и дело норовящем заглохнуть автомобиле.
Первым туда и дорога. А последним рекомендуем помнить, что Правилами дорожного движения предусмотрен ряд процедур, выполнение которых поможет существенно снизить сумму материальных претензий “Мосгортранса”.
Итак, если ваш автомобиль попал в аварию — не сумел перебраться через торчащие над проезжей частью рельсы, сел на брюхо или подвернул колесо, помните, что в соответствии с пунктом 3.1.13 ГОСТа Р 50597-93 “не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно (дорожного) покрытия более 2,0 сантиметров”. Поэтому в дальнейшем должен решаться совсем иной вопрос: сколько должен вам “Мосгортранс” за несоблюдение ГОСТа, повлекшее причинение вам материального ущерба? При составлении схемы ДТП (а такой казус тоже расценивается Правилами как дорожно-транспортное происшествие) необходимо будет лишь потребовать у инспектора ДПС составления еще и Акта о состоянии дороги с указанием величины выступающего над дорогой рельса. А при отказе инспектора ДПС от этой ненужной (на его взгляд) затеи самостоятельно измерить разницу между уровнем проезжей части дороги и высшей точкой железной преграды, полученные результаты зафиксировать на бумаге и подписать у понятых.
Если же ваш автомобиль был протаранен “братом по классу”, вследствие чего намертво застрял на трамвайных путях, помните, что ожидать второго пришествия господа в лице сотрудников ДПС необязательно. Пункт 2.5 ПДД обязывает вас “освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно”, максимально оперативно сообщить о случившемся в ГАИ (желательно через службу “02”, ибо время звонка зафиксируется!) и составить подробную схему аварии. Затем заверить ее подписями понятых (вагоновожатых, пассажиров трамвая, пешеходов…), способный передвигаться автомобиль самостоятельно убрать на обочину, подальше от греха, и ждать благодетелей в милицейской форме.
С той минуты, когда милиции станет известно об аварии, при отсутствии возможности перетащить останки нетранспортабельного автомобиля в кусты, ответственность за все происходящее ляжет на сотрудников ДПС: именно они обязаны удалить аварийный автомобиль с проезжей части и восстановить тем самым дорожное движение.
Таким образом, максимальная сумма, которую будет вправе требовать “Мосгортранс” у виновника (!) аварии, составит не более сотни рублей, ибо львиную долю времени трамвай стоял из-за сотрудников ДПС, которые целый час ехали к месту ДТП, два — мерили, три — составляли протокол, четыре — искали эвакуатор…
Понятно, что “Мосгортранс” не станет предъявлять исковые требования к придорожным милиционерам.
Тем же, кого на трамвайных путях бог уберег от ДТП, но обрек заглохнуть, следует собрать последние силенки, животом, плечами и иными выступающими частями тела немедленно выкатить свое неживое имущество с магистральной линии “Мосгортранса”. Ибо отныне самое дорогое место для парковки автомобилей — вымирающие, но все еще такие живые трамвайные пути!
Дзинь-дзинь… Следующая остановка — “Районный суд”…